1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

3. Признаны незаконными и не подлежащими применению абз. 1 п. 5 Положения о закупке и поставке этилового спирта из пищевого сырья на территории Российской Федерации (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1997 г. N 237) в части указания на то, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации выдает специальные разрешения, а также абз. 3 п. 5 Положения, предусматривающий, что реализация спирта без специальных разрешений на поставку, выдаваемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, не производится (Извлечение из решения Верховного Суда РФ) Открытое акционерное общество (ОАО) "Казанский уксусный завод" является юридическим лицом, имеет государственную лицензию от 29 мая 2001 г. на право производства, хранения и поставки денатурированной спиртосодержащей продукции. Из головной фракции этилового спирта, включая другие компоненты (денатурирующие добавки), акционерное общество производит спиртосодержащую денатурированную продукцию - денатурат. Выпускаемая продукция прошла государственную регистрацию и на нее Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации выдано удостоверение N 000102 от 18 сентября 1998 г. Акционерное общество производит также уксус яблочный натуральный, в рецептуре приготовления которого применяется спирт этиловый ректификованный. ОАО "Казанский уксусный завод" обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой просило признать незаконными и не подлежащими применению некоторые пункты Положения о закупке и поставке этилового спирта из пищевого сырья на территории Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1997 г. N 237 и действующего в редакции от 3 ноября 1998 г., а именно: п. 1 Положения в части слов "в том числе денатурированного спирта и головной фракции спирта"; абз. 1 п. 5 Положения в части слов "выдает специальные разрешения и контролирует объемы его отпуска на основании установленной документации"; абз. 3 п. 5 Положения, устанавливающий, что реализация спирта без специальных разрешений на поставку, выдаваемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, не производится. По мнению заявителя, Положение в оспариваемой части не соответствует Федеральному закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и ограничивает уставную деятельность акционерного общества. Верховный Суд РФ 15 апреля 2002 г. жалобу частично удовлетворил по следующим основаниям. Правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 29 декабря 2001 г.). В ст. 2 Федерального закона приводятся основные понятия, используемые в этом Законе. Так, этиловый спирт - это спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья методом спиртового брожения либо гидратацией этилена с последующей перегонкой и ректификацией или без нее; спирт этиловый денатурированный (денатурат) - этиловый спирт, содержащий добавки красителя или специальные вещества, наличие которых исключает его использование при производстве алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; спиртосодержащая непищевая продукция - непищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды непищевой продукции), произведенная с использованием этилового спирта, денатурата или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. В п. 1 ст. 26 Закона предусмотрены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Запрещается, в частности, продажа этилового спирта организациям, не имеющим соответствующих лицензий или не имеющим квот на его закупку, либо продажа этилового спирта сверх указанных квот. Согласно п. 2 этой же статьи наряду с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом, иные ограничения могут устанавливаться только федеральным законом. Из содержания п. 1 оспариваемого Положения следует, что Положение определяет порядок закупки и поставки на территории Российской Федерации этилового спирта из пищевого сырья, в том числе денатурированного спирта и головной фракции спирта, юридическими лицами независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. В абз. 1 п. 5 Положения предусмотрено, что для обеспечения контроля со стороны государства за производством и использованием спирта Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации осуществляет координацию поставок спирта, выдает специальные разрешения и контролирует объемы его отпуска на основании установленной документации. В соответствии с абз. 3 того же пункта реализация спирта без специальных разрешений на поставку, выдаваемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, не производится. Содержащаяся в абз. 1 п. 5 оспариваемого акта норма о том, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации контролирует объемы отпуска спирта на основании установленной документации, не противоречит ст.ст. 5 и 23 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которым государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта включает в себя, помимо прочего, и контроль за объемом оборота этилового спирта. Вместе с тем нормы абз. 1 п. 5 Положения в части, касающейся выдачи Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации специальных разрешений, и абз. 3 того же пункта о том, что реализация спирта без специальных разрешений на поставку, выдаваемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, не производится, устанавливают ограничение на поставку этилового спирта, в том числе головной фракции и денатурированного спирта. В данном случае Правительство Российской Федерации вышло за пределы своих полномочий, поскольку ввело не предусмотренные законом ограничения в области оборота этилового спирта. При таких обстоятельствах абз. 1 и 3 п. 5 Положения в части, касающейся специальных разрешений, должны быть признаны незаконными и не подлежащими применению. Жалоба заявителя о признании незаконным п. 1 Положения в части слов "в том числе денатурированного спирта и головной фракции спирта" необоснованна, так как в этой части нет противоречия упомянутому Федеральному закону. Верховный Суд РФ жалобу ОАО "Казанский уксусный завод" удовлетворил частично: признал незаконным и не подлежащим применению абз. 1 п. 5 Положения о закупке и поставке этилового спирта из пищевого сырья на территории Российской Федерации (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1997 г. N 237) в части указания на то, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации выдает специальные разрешения, а также признал незаконным и не подлежащим применению абз. 3 п. 5 Положения, предусматривающий, что реализация спирта без специальных разрешений на поставку, выдаваемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, не производится; в остальной части жалобу заявителя оставил без удовлетворения. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ решение оставила без изменения. _____________