1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

4. Нарушение общественной организацией действующего законодательства повлекло запрет ее деятельности и ликвидацию (И з в л е ч е н и е) Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о ликвидации и запрете деятельности Владивостокской общественной организации (ВОО) "Независимая общественная прокуратура" в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ссылаясь на неоднократное и грубое нарушение общественной организацией закона. В обоснование своих требований он указал следующее. В названии ВОО "Независимая общественная прокуратура" использовано наименование органа государственной власти, что запрещено нормой ч. 2 ст. 28 Федерального закона "Об общественных объединениях". Согласно ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений - органы прокуратуры. Создание общественной прокуратуры данным Законом не предусмотрено. Кроме того, названная организация в своем уставе в разделе о целях и задачах указала: "содействие общественному контролю за соблюдением законности в управлении исполнения наказаний, в органах прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, федеральной службы безопасности, правосудия Российской Федерации без вмешательства в их деятельность". По мнению прокурора, эти положения противоречат ст. 17 Федерального закона "Об общественных объединениях", в которой предусмотрено, что вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц не допускается. Ранее в уставе ВОО "Независимая общественная прокуратура" было установлено, что целью и задачей данной общественной организации является общественный контроль за соблюдением законности в вышеперечисленных органах. Внесенное впоследствии изменение и ссылка на осуществление контроля без вмешательства в деятельность государственных органов не свидетельствуют о соблюдении указанных норм Федерального закона "Об общественных объединениях", поскольку любой контроль подразумевает и фактически означает вмешательство в деятельность государственных органов. Решением Приморского краевого суда от 14 марта 2002 г. заявление прокурора удовлетворено. В кассационной жалобе Г. поставил вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 14 мая 2002 г. в удовлетворении жалобы отказала по следующим основаниям. Согласно ст. 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 12 марта 2002 г.) общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случаях: нарушения требований ст. 16 настоящего Федерального закона; виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан; неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям. Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального и местного общественных объединений по указанным в данной статье основаниям вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации". Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет его деятельности независимо от факта его государственной регистрации. Судом установлено, что ВОО "Независимая общественная прокуратура" в своем наименовании использовала термин "прокуратура", руководствуясь нормой ст. 54 ГК РФ и указывая тем самым на характер своей деятельности. Однако в соответствии со ст. 28 Федерального закона "Об общественных объединениях" в названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих в Российской Федерации политических партий, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона "О политических партиях". В силу ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 30 декабря 2001 г.) прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Статья 5 этого Закона запрещает воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности. В соответствии со ст. 11 Закона систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются. Таким образом, вывод суда о том, что в названии ВОО "Независимая общественная прокуратура" незаконно использовано название "прокуратура", является правильным. Также обоснованно признано в решении суда противоречащим закону указание в уставе ВОО "Независимая общественная прокуратура" на такие ее цели и задачи, как содействие общественному контролю за соблюдением законности в управлении исполнения наказаний, в органах прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, правосудия. В ст. 17 Федерального закона "Об общественных объединениях" содержится запрет на вмешательство как органов государственной власти, так и общественных объединений в деятельность друг друга. Доводы прокурора о том, что контроль в любых формах подразумевает вмешательство в деятельность того или иного органа, учреждения, объединения, суд правильно признал обоснованными. Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться федеральными законами. Действующим законодательством общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов в той форме, которую избрала ВОО "Независимая общественная прокуратура", не предусмотрен, а Федеральные законы "О прокуратуре Российской Федерации", "О милиции", "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" содержат прямое указание на недопустимость вмешательства в их деятельность по осуществлению прокурорского надзора, по выполнению работником милиции возложенных на него обязанностей, в служебную деятельность сотрудников федеральной службы безопасности и персонала учреждений, исполняющих уголовные наказания. В Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" закреплен принцип самостоятельности и независимости судебной власти. Следовательно, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы Г. не имеется. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Приморского краевого суда оставила без изменения, кассационную жалобу Г. - без удовлетворения. ___________