1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

5. Совмещение депутатских обязанностей с занятием должности на государственной службе противоречит конституционному принципу разделения властей (И з в л е ч е н и е) 14 марта 1999 г. состоялись выборы в Государственное Собрание Республики Башкортостан. Решением территориальной избирательной комиссии по Нуримановскому избирательному округу N 61 от 14 марта 1999 г. С., занимающий должность руководителя Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Башкортостан, признан избранным депутатом Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан. Данное решение было оспорено в судебном порядке заместителем Генерального прокурора РФ. Решением Нуримановского районного суда Республики Башкортостан от 13 марта 2001 г., оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан 15 мая 2001 г., в удовлетворении заявления об отмене решения территориальной избирательной комиссии N 61 по Нуримановскому району в части признания С. избранным депутатом Палаты Представителей Государственного Собрания Республики отказано. Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан 26 сентября 2001 г. отклонил протест прокурора Республики Башкортостан об отмене судебных постановлений в связи с неправильным применением судом норм материального права. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 15 октября 2002 г. аналогичный протест заместителя Генерального прокурора РФ удовлетворила, указав следующее. Занимаемая С. должность входит в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В". Согласно подп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственный служащий не вправе быть депутатом законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Разделение властей относится к числу общих принципов демократического правового федеративного государства. Закрепленное в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, оно обязательно для организации государственной власти не только на федеральном уровне, но и в субъектах Российской Федерации. Принцип разделения властей предполагает распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие. Данный принцип не допускает сосредоточения различных ветвей власти в одном органе, следовательно, и совмещения депутатских обязанностей с занятием должности на государственной службе. Из этого требования и исходил федеральный законодатель, устанавливая для государственных служащих запрет быть депутатами законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации закреплено право субъектов Российской Федерации устанавливать свою систему органов государственной власти самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом. По смыслу ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 66, п. "н" ч. 1 ст. 72 и чч. 1, 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации субъект Российской Федерации вправе принимать законы, регламентирующие организацию и деятельность собственных органов государственной власти, но такие законы не должны противоречить Конституции Российской Федерации и соответствующим федеральным законам. Поэтому несостоятельно утверждение президиума Верховного Суда Республики Башкортостан о том, что республиканским законодательством не предусмотрено ограничение на совмещение обязанностей государственного служащего и депутата Палаты Представителей Государственного Собрания Республики, ограничение такого рода установлено лишь для депутатов Законодательной Палаты. В данной ситуации подлежали применению вышеперечисленные нормы Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации". Вместе с тем республиканский закон также содержит правовые нормы, действие которых направлено на предотвращение случаев совмещения занятия должностей государственной службы с исполнением депутатских полномочий. Согласно ст. 91 Кодекса Республики Башкортостан о выборах (с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1998 г.) кандидат, избранный депутатом, в трехдневный срок после получения извещения об избрании обязан в письменном виде сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со званием депутата. В силу п. 4 ст. 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. от 30 марта 1999 г.) соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата, набравшего необходимое для избрания число голосов избирателей либо признанного избранным по результатам голосования за список кандидатов, если он в срок, установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение семи дней со дня официального опубликования результатов выборов не представил в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копию документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Результаты выборов в Государственное Собрание Республики Башкортостан были опубликованы 19 марта 1999 г. в газете "Известия Башкортостана". Поскольку С. не выполнил возложенную на него республиканским законом обязанность сложить с себя полномочия, несовместимые со званием депутата, избирательная комиссия как орган, осуществляющий контроль за реализацией законодательства Республики Башкортостан о выборах, в соответствии с требованиями п. 2 ст. 12, абз. 1 и 2 п. 1 ст. 22, абз. 1 ст. 20 и пп. 1 и 2 ст. 91 Кодекса Республики Башкортостан о выборах должна была рассмотреть вопрос об отмене своего решения в части признания данного кандидата избранным депутатом. Тот факт, что ч. 4 ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вступила в силу после проведения выборов, не свидетельствует о законности судебных постановлений, так как указанные выше Федеральные законы и Кодекс Республики Башкортостан о выборах являлись достаточной правовой базой для рассмотрения избирательной комиссией вопроса об отмене своего решения в части признания С. избранным депутатом. Не имеет в данном случае значения и то обстоятельство, что С. на момент избрания депутатом исполнял обязанности заместителя руководителя Государственной налоговой инспекции по Республике Башкортостан, поскольку он осуществлял функции государственного служащего и не вправе был быть депутатом законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. При новом рассмотрении дела суду необходимо установить причины, по которым С. не сложил с себя обязанности, несовместимые со званием депутата, и продолжает работать в органах исполнительной и законодательной власти, несмотря на прямой запрет, содержащийся в Федеральных законах, а избирательная комиссия не рассмотрела вопрос об отмене своего решения. ____________