1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 8 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" в части установления новых размеров патентных пошлин признано незаконным и недействующим (Извлечение из решения Верховного Суда РФ) ОАО "Жигулевское пиво" и Ц. обратились в Верховный Суд РФ с требованием признать недействительным постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 8 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров", сославшись на то, что установление размера патентных пошлин, обладающих всеми признаками обязательных платежей, после принятия Налогового кодекса Российской Федерации не относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Установив в оспариваемом постановлении более высокие размеры названных пошлин, Правительство превысило свои полномочия и нарушило права заявителей. Верховный Суд РФ 17 мая 2002 г. жалобу удовлетворил по следующим основаниям. В соответствии со ст. 33 Патентного закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3517-I и ст. 44 Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом (регистрацией товарного знака), взимаются патентные пошлины. Патентные пошлины уплачиваются в Патентное ведомство. Перечень действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, их размеры и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 г. N 793 во исполнение указанных выше законов было утверждено Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров (далее Положение), которым определены и размеры данных пошлин. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 8 в названное Положение внесены изменения и дополнения, согласно которым фактически все виды патентных пошлин увеличивались в несколько раз. В частности, размер пошлины за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него составил 10 тыс. рублей вместо 250 руб., как было ранее, т. е. увеличен в 40 раз; размер пошлины за подачу в Высшую патентную палату Роспатента жалобы на решение апелляционной палаты равен 5 тыс. рублей, т. е. увеличен более чем в 16 раз. Указанные платежи обладают всеми признаками налоговых платежей и сборов, а поэтому должны устанавливаться (в том числе и их размер) только законом. Эти утверждения заявителей материалами дела не опровергнуты. Не отрицали по существу этих обстоятельств в судебном заседании и представители Правительства. При таких данных оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации в части увеличения размера патентных пошлин является незаконным. Довод представителей Правительства о том, что патентные пошлины не относятся к налоговым сборам, поэтому на них не распространяются положения НК РФ, не может быть принят во внимание. Патентные пошлины являются обязательными платежами за совершение юридически значимых действий. Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков таких сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений. По своему характеру и признакам патентные пошлины каких-либо отличий от указанных выше сборов не имеют, тем более что действие ст. 33 Патентного закона Российской Федерации и ст. 44 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" в части уплаты патентных пошлин в Патентное ведомство с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г. приостановлено (Федеральные законы от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ и от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ) и суммы этих пошлин, как и иные сборы и платежи, зачисляются в федеральный бюджет. В силу абз. 3 п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными этим Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные этим Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено данным Кодексом. Как следует из содержания ст. 1 НК РФ, взносы и платежи, обладающие признаками налоговых сборов, могут быть установлены только НК РФ либо принятыми в соответствии с ним федеральными законами. В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В связи с этим ссылка представителей Правительства на ст. 33 Патентного закона Российской Федерации и ст. 44 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" не может быть признана состоятельной, а оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации в части установления новых (повышенных) размеров патентных пошлин является неправомерным. Не может быть признан убедительным и довод представителей Правительства о том, что правоотношения, связанные с уплатой патентных пошлин, регулируются бюджетным законодательством, так как в силу ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации плательщики названных пошлин к субъектам бюджетных правоотношений не относятся. То обстоятельство, что патентные пошлины зачисляются в федеральный бюджет в качестве неналоговых доходов, само по себе не может свидетельствовать о том, что данные пошлины и их размер вправе устанавливать Правительство Российской Федерации своим постановлением. Верховный Суд РФ жалобу ОАО "Жигулевское пиво" и Ц. удовлетворил: постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 8 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" в части установления новых размеров патентных пошлин признал незаконным и недействующим. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 25 июля 2002 г. решение оставила без изменения. ____________