1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

1. Возложение на частных охранников обязанности встать на учет в налоговом органе может быть признано правомерным лишь в том случае, если они самостоятельно осуществляют частную охранную деятельность (И з в л е ч е н и е) Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Эжвинскому району г. Сыктывкара обратилась с иском к С. о взыскании налоговой санкции в сумме 10 тыс. рублей, ссылаясь на то, что после получения лицензии на право занятия частной охранной деятельностью ответчик в установленный срок не обратился в налоговый орган с заявлением о постановке на налоговый учет. Решением мирового судьи Веждинского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара от 26 июля 2001 г. (оставленным без изменения Эжвинским районным судом 17 сентября 2001 г.) с С. взыскана налоговая санкция в размере 2 тыс. рублей. Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных постановлений в связи с неправильным толкованием норм материального права. Президиум Верховного Суда Республики Коми 28 августа 2002 г. протест удовлетворил, указав следующее. Разрешая спор, судебные инстанции пришли к выводу, что С., который является сотрудником службы безопасности ОАО "Сыктывкарский ЛПК", получив лицензию на право осуществления частной охранной деятельности, заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту жительства представил с нарушением установленного в ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) срока, чем совершил правонарушение, предусмотренное п. 2 ст. 116 НК РФ. Однако судебные постановления не могут быть признаны законными. В п. 2 ст. 11 НК РФ частные охранники действительно отнесены к категории индивидуальных предпринимателей, однако это касается лишь законодательного определения институтов, понятий и терминов, используемых для целей налогообложения, и не дает оснований для вывода о том, что лица, имеющие лицензию, занимаются частной практикой. Поэтому положение п. 6 ст. 83 НК РФ об обязанности частных охранников, осуществляющих самостоятельную деятельность, подлежащую налогообложению и налоговому контролю, в индивидуальном порядке представлять в налоговый орган по месту жительства заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика в течение 10 дней с момента выдачи им лицензии должно оцениваться во взаимосвязи с положениями п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 83, ст.ст. 85, 116 и других данного Кодекса, а также с учетом положений Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 21 марта 2002 г.). В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" охранная деятельность разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для этой цели. Персонал этих предприятий (охранники), оказывающий услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, использованием в своей профессиональной деятельности оружия и специальных средств, обеспечением защиты жизни и здоровья отдельных лиц, обязан получить для этой деятельности лицензию в органах внутренних дел в порядке, установленном для частных детективов. Следовательно, выдача такой лицензии не преследует фискальных целей. Частные охранники, таким образом, не являются лицами, занимающимися частной практикой, и по смыслу п. 1 ст. 227 НК РФ не относятся к налогоплательщикам, осуществляющим индивидуальную трудовую или хозяйственную деятельность и самостоятельно исчисляющим и уплачивающим налог на доходы физических лиц. Не возникает у них и обязанности по представлению налоговой декларации. В соответствии со ст.ст. 226 и 230 НК РФ охранные предприятия, в составе которых работают частные охранники, в качестве налоговых агентов несут обязанности по исчислению, удержанию и уплате в бюджет сумм соответствующих налогов, ведут учет доходов физических лиц и предоставляют указанные законом сведения в налоговые органы. Следовательно, возложение на частных охранников обязанности встать на учет в налоговом органе признается правомерным лишь в том случае, если они самостоятельно осуществляют частную охранную деятельность на свой риск без образования юридического лица. Поскольку таких обстоятельств по делу не установлено, С. не мог быть привлечен к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 116 НК РФ. В связи с тем что суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали вышеприведенные нормы Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", судебные постановления подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований. _____________