1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

1. Признаны не соответствующими закону абз. 6 и 7 раздела 2 федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 315) в части слов "не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и" (И з в л е ч е н и е) Н. обратился в Верховный Суд РФ с требованиями признать несоответствующими закону абз. 3, 4 раздела 2, абз. 1 раздела 4 федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" (далее - Программа) (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 315 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты") в части положений, устанавливающих, что право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья имеют лица, "не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий". Заявитель указал, что названным постановлением Правительства ограничено право граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья, в том числе и его право на участие в упомянутой Программе с целью приобретения жилья, предусмотренное в п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Решением Верховного Суда РФ от 20 мая 2002 г. жалоба заявителя удовлетворена: абз. 3, 4 раздела 2, абз. 1 раздела 4 федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" в оспариваемой части признаны противоречащими Федеральному закону "О статусе военнослужащих" и недействующими со дня вступления решения в законную силу. В кассационной жалобе представитель Правительства Российской Федерации просил отменить решение, считая, что обжалуемые нормы не противоречат действующему законодательству. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 22 августа 2002 г. жалобу частично удовлетворила по следующим основаниям. Право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) установлено п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии с данной нормой Закона Правительство Российской Федерации постановлением от 20 января 1998 г. N 71 утвердило федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты". Указом Президента Российской Федерации от 28 января 1998 г. N 102 федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" придан статус президентской программы. Согласно ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Таким образом, Правительство в соответствии с указанной конституционной нормой и п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принимая постановление от 20 января 1998 г. N 71, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом. Обжалуемыми нормами постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что право на участие в программе "Государственные жилищные сертификаты" имеют в том числе граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Выдача военнослужащим государственных сертификатов является одной из гарантий их прав на обеспечение за счет государства жильем в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в соответствии с общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам. Согласно ст. 28 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и постоянно (если иное не установлено действующим законодательством) проживающим в данном населенном пункте. Таким образом, по смыслу норм Жилищного кодекса РСФСР и Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на получение в последний год военной службы жилищного сертификата имеют военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет (в календарном исчислении) 10 лет и более, увольняемые по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий именно по избранному ими постоянному месту жительства (а не только те, которые не имеют жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами). Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054. Названными Правилами, как и п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусмотрена возможность постановки таких военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному ими постоянному месту жительства до увольнения с военной службы и фактического прибытия к месту жительства. При этом постановка на учет осуществляется вне зависимости от обеспеченности жильем для постоянного проживания по месту службы (за исключением жилых помещений, находящихся в собственности указанных лиц или забронированных ими в других регионах страны). Только при наличии приведенных условий (наличие выслуги, увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства) военнослужащие вправе рассчитывать на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства. Поэтому отказ в выдаче таким военнослужащим государственных сертификатов только лишь на том основании, что они обеспечены жилыми помещениями (служебными или предоставляемыми для постоянного проживания) по месту службы, как и увольнение их с военной службы без предоставления сертификата, является неправомерным. Правительство Российской Федерации, установив к военнослужащим, увольняющимся с военной службы, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, дополнительное требование: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, ограничило данную категорию граждан в праве на участие в Программе для получения безвозмездных субсидий в целях приобретения жилья и сузило предусмотренный Федеральным законом "О статусе военнослужащих" круг военнослужащих, имеющих право на получение сертификата. Тем самым оно вышло за пределы предоставленных ему полномочий. Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое заявителем положение Программы в указанной части противоречит Федеральному закону. Норма п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которой порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, перечисленных в названном пункте, определяется Правительством Российской Федерации, не наделяет Правительство полномочиями по установлению ограничений при определении категорий граждан, имеющих право получать данные льготы. Однако судом ошибочно признаны незаконными абз. 3, 4 раздела 2 Программы в части слов "в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий" для граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов. Эта норма не входит в противоречие с действующим законодательством, и Правительство Российской Федерации, вводя ее, действовало в пределах своих полномочий, руководствуясь общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам и специальными нормами - ст.ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Судом также признан противоречащим Федеральному закону "О статусе военнослужащих" и недействующим абз. 1 раздела 4 Программы. Между тем данная норма никоим образом не ограничивает права заявителя и не противоречит названному Закону. В самой жалобе не приведены обоснования нарушения прав, а судом не мотивировано решение в этой части, поэтому суд ошибочно признал незаконным упомянутое положение Программы. Кроме того, следует внести уточнение в судебное решение: неверно указанные абз. 3 и 4 раздела 2 Программы признано считать, соответственно, как абз. 6 и 7 раздела 2 вышеназванной Программы. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ решение Верховного Суда РФ от 20 мая 2002 г. в части признания не соответствующими закону содержащихся в абз. 6 и 7 раздела 2 федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71 и действующей в редакции от 8 апреля 2000 г.) слов "не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и" оставила без изменения, а кассационную жалобу Правительства Российской Федерации в этой части - без удовлетворения, в остальном решение отменила и вынесла новое решение, которым Н. в удовлетворении других требований отказала. ___________