1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

1. Должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации относится к государственной должности субъекта Российской Федерации, а не к государственной должности Российской Федерации (И з в л е ч е н и е) Прокурор Читинской области обратился в суд с заявлением о признании незаконными п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 19, чч. 1, 2 ст. 39, чч. 1, 3 ст. 41 Закона Читинской области от 11 июля 1996 г. N 55-ЗЧО "О государственных должностях и государственной службе Читинской области" (в ред. от 5 апреля 2000 г.), ссылаясь на то, что данные положения противоречат Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" и ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Решением Читинского областного суда от 18 декабря 2000 г. в числе других признано противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению положение п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона Читинской области "О государственных должностях и государственной службе Читинской области" в части отнесения должности главы администрации Читинской области к государственным должностям области категории "А". Как считал суд, эта должность относится к государственным должностям Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 16 марта 2001 г. решение суда оставила без изменения. Президиум Верховного Суда РФ 23 октября 2002 г. протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ, в котором ставился вопрос об отмене судебных постановлений ввиду неправильного применения норм материального права, удовлетворил по следующим основаниям. В соответствии с положением подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ (в ред. от 7 ноября 2000 г.) к государственным должностям субъектов Российской Федерации относятся должности, устанавливаемые конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. В названной норме Закона приведен примерный перечень государственных должностей категории "А" субъектов Российской Федерации, в котором в том числе указана и должность руководителя исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации. На основании этого положения Закона и учитывая, что должность главы администрации Читинской области установлена Уставом - Основным Законом Читинской области, принятым Читинской областной Думой 1 июня 1995 г., данная должность отнесена к государственным должностям области категории "А" (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона Читинской области от 11 июля 1996 г. "О государственных должностях и государственной службе Читинской области"). В обоснование вывода о противоречии оспариваемого пункта федеральному закону суд первой инстанции сослался на то, что должность главы администрации области необоснованно отнесена к государственным должностям области категории "А", поскольку должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации после принятия Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 24 июля 2002 г.) является государственной должностью Российской Федерации. Кассационная инстанция признала этот вывод суда правильным. С выводами судебных инстанций согласиться нельзя. В силу ч. 2 ст. 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом. Установление должности главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а по Уставу Читинской области - должности главы администрации области относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и является, исходя из содержания ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации, правом самого субъекта Российской Федерации, что не было принято во внимание судебными инстанциями. В ст. 17 названного Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ закреплено, что в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Статья 18 упомянутого Федерального закона, на которую имеется ссылка в решении областного суда и определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, не устанавливает должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, как это утверждается в судебных постановлениях. Нормой этой статьи урегулирован порядок избрания указанного лица, его полномочия. То, что должность главы администрации области относится к государственным должностям области, а не к государственным должностям Российской Федерации, подтверждается закреплением в Законе Читинской области признаков, необходимых для государственной должности, понятие которой дано в п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации": как исполнительный орган власти области имеет определенный круг обязанностей по исполнению полномочий государственного органа власти области, денежное содержание из бюджета области и несет ответственность за исполнение этих обязанностей перед населением области. При таком положении выводы судебных инстанций об отнесении должности главы администрации Читинской области к государственной должности Российской Федерации следует признать основанными на неправильном применении норм материального права, в связи с чем судебные постановления в этой части подлежат отмене с вынесением по делу нового решения в указанной части. Президиум Верховного Суда РФ решение Читинского областного суда от 18 декабря 2000 г. и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2001 г. о признании противоречащими федеральному законодательству положений п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона Читинской области от 11 июля 1996 г. N 55-ЗЧО "О государственных должностях и государственной службе Читинской области" (в ред. от 5 апреля 2000 г.) в части отнесения должности главы администрации области к государственным должностям области категории "А" отменил; вынес по делу новое решение об отказе прокурору Читинской области в удовлетворении этой части требований. ______________