1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

3. При определении в нормативном акте субъекта Российской Федерации возрастного ценза для участия граждан в собрании по избранию уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера не учтены положения федерального законодательства (И з в л е ч е н и е) Законодательной Думой Хабаровского края 27 ноября 2001 г. принят Закон Хабаровского края N 351 "Об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае". В п. 3 ст. 5 краевого Закона установлен порядок участия граждан в собрании по избранию уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера. В частности, установлен возрастной ценз для участия в упомянутом собрании - достижение на день проведения собрания возраста 18 лет. Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству этой нормы Закона Хабаровского края в части установления возрастного ценза, ссылаясь на то, что она в оспариваемой части противоречит п. "в" ст. 71 Конституции Российской Федерации, п. 7 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", ст. 11 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Решением Хабаровского краевого суда от 20 июня 2002 г. заявление удовлетворено. В кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края ставился вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 13 августа 2002 г. в удовлетворении жалобы отказала, указав следующее. Признавая противоречащей федеральному законодательству оспариваемую норму, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии с п. "в" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав национальных меньшинств. В силу ст. 60 Конституции Российской Федерации гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Вместе с тем федеральными законами в определенных случаях могут быть установлены иные возрастные рамки для реализации гражданами Российской Федерации своих прав и обязанностей. Как предусмотрено в Федеральном законе от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации создаются в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов. Согласно ст. 11 названного Федерального закона членами общины малочисленных народов могут быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 16 лет, ведущие традиционный для этих народов образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами. В силу п. 7 ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Таким образом, федеральным законодательством гарантировано, что граждане, достигшие возраста 16 лет, являющиеся членами общины коренных малочисленных народов, обладают равными правами с другими членами общины на участие в решении как внутриобщинных вопросов, так и иных, гарантированных указанными Федеральными законами, в том числе выражать волю общины коренных малочисленных народов. Закон Хабаровского края "Об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае" направлен на защиту прав коренных малочисленных народов Севера на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования и непосредственно затрагивает права и интересы действующих членов общины как лиц, по признакам относимых к категории коренных малочисленных народов Севера. Согласно п. 3 ст. 5 названного Закона края избрание уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера осуществляется на собрании граждан, перечисленных в пп. 1-3 ст. 2 Закона, проживающих на территории сельского, поселкового муниципального образования и достигших на день проведения собрания возраста 18 лет. Учитывая, что члены общины имеют равные права на участие в формировании, делегировании уполномоченных представителей в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", оспариваемые положения Закона Хабаровского края в части установления для действующих членов общины возрастного ценза 18 лет для участия в собрании ограничивают права действующих членов общин на участие в собрании по избранию уполномоченного представителя коренных малочисленных народов. Доводы кассационной жалобы о том, что несовершеннолетний член общины обладает правами только по решению внутриуставных задач, стоящих перед общиной, все остальные права и обязанности, которые по своему правовому содержанию шире уставных задач общины, должны возникать и осуществляться им только с 18 лет, в том числе и избрание уполномоченного представителя коренных народов Севера, нельзя признать правильными, поскольку обжалуемый Закон края направлен на защиту прав коренных малочисленных народов Севера на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования. В этом Законе отражены права и интересы действующих членов общины как лиц, по признакам относимых к категории коренных малочисленных народов Севера. Представители Законодательной Думы края ссылались также на то, что в выборах уполномоченного представителя коренных малочисленных народов Севера должны участвовать только лица, достигшие 18-летнего возраста, т. е. обладающие в соответствии со ст. 21 ГК РФ полной дееспособностью. Данный довод нельзя признать правильным, так как федеральными законами может быть установлен иной возрастной ценз для реализации этими лицами конкретных прав и обязанностей, что имеет место в данном случае. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется. ____________