1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

1. Абзацы 6, 7 раздела 2 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" в части содержащегося в них ограничения на участие в указанной Программе для уволенных с военной службы граждан, имеющих жилые помещения для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, признаны противоречащими Федеральному закону "О статусе военнослужащих" и недействующими со дня вступления решения в законную силу (Извлечение из решения Военной коллегии Верховного Суда РФ) Военнослужащий Н. обратился в Верховный Суд РФ с требованием признать несоответствующими закону абз. 6, 7 раздела 2 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71, в редакции от 8 апреля 2000 г.) в части ограничения: "не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий" для граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья, т. е. на получение государственных жилищных сертификатов. Он ссылался на то, что указанными положениями ограничивается его право на участие в Программе, хотя оно предусмотрено п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Военная коллегия Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по первой инстанции, 20 мая 2002 г. требования заявителя удовлетворила по следующим основаниям. Абзацами 6, 7 раздела 2 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" предусмотрено, что право на участие в названной Программе имеют, в том числе, граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. В п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не содержится такого дополнительного требования к военнослужащим, увольняющимся с военной службы, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, как отсутствие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами. Указание представителей Правительства на то, что данная норма Закона предоставляет Правительству право вносить такие ограничения, является несостоятельным, поскольку согласно ей Правительство определяет лишь порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот. Право на обеспечение жильем является конституционным правом всех граждан Российской Федерации, в том числе и военнослужащих. Условия его реализации военнослужащими определены Федеральным законом "О статусе военнослужащих", поэтому не могут быть изменены постановлением Правительства Российской Федерации. В связи с изложенным вывод о том, что оспариваемые заявителем положения Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" противоречат федеральному закону, обоснован. Военная коллегия Верховного Суда РФ жалобу Н. удовлетворила частично: абз. 6, 7 раздела 2 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71, в редакции от 8 апреля 2000 г.) в части содержащегося в них ограничения на участие в Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" для перечисленных в них категорий граждан, имеющих право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья, т. е. на получение государственных жилищных сертификатов: "не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий" признала противоречащими Федеральному закону "О статусе военнослужащих" и недействующими со дня вступления решения в законную силу. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ решение уточнила и признала не соответствующими закону абз. 6 и 7 раздела 2 названной Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" в части слов: "не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и". _______________