1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

6. Субъект Российской Федерации не вправе устанавливать административную ответственность по вопросу, имеющему федеральное значение Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 мая 2004 г. N 47-Г04-7 (Извлечение) Ассоциация по защите прав предпринимателей Восточного Оренбуржья (далее - Ассоциация) обратилась в суд с заявлением о признании недействующей со дня принятия (1 октября 2003 г.) ст. 45 Закона Оренбургской области 'Об административных правонарушениях в Оренбургской области', устанавливающей, что продажа спиртосодержащей продукции несовершеннолетним влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Решением Оренбургского областного суда от 9 января 2004 г. в удовлетворении заявления отказано. В кассационном представлении участвовавшего в деле прокурора поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права и направлении дела на новое рассмотрение. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 12 мая 2004 г. представление удовлетворила, указав следующее. Отказывая Ассоциации в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что оспариваемая заявителем ст. 45 Закона Оренбургской области 'Об административных правонарушениях в Оренбургской области' принята Законодательным Собранием области в пределах своих полномочий и не находится в противоречии с федеральными законами. Однако с таким выводом суда согласиться нельзя. Как установлено в п. 'к' ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В силу ч. 5 этой же статьи Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Согласно ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. 'О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции' (с последующими изменениями и дополнениями) не допускается розничная продажа алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет. Аналогичная норма содержится в п. 9 Правил продажи алкогольной продукции (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. N 987; с последующими изменениями). За нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (кроме нарушений правил розничной торговли, содержащихся в ч. 2 этой же статьи) установлена административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой, на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой. Таким образом, ограничения розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет, и меры административной ответственности за нарушение правил розничной продажи спиртосодержащей продукции, в том числе и лицам, не достигшим возраста 18 лет, установлены федеральными законами. Субъект Российской Федерации в нарушение ч. 3 ст. 1.3 КоАП РФ включил в оспариваемый Закон области статью, регламентирующую административную ответственность по вопросу, имеющему федеральное значение, за нарушение правил и норм, предусмотренных Федеральным законом и постановлением Правительства Российской Федерации, и урегулированному ст. 14.16 КоАП РФ. С учетом изложенного суд необоснованно отверг доводы участвовавшего в деле прокурора о превышении Законодательным Собранием области полномочий при принятии оспариваемой статьи Закона области. При таких обстоятельствах решение суда об отказе заявителю в удовлетворении предъявленных требований следует признать незаконным. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Оренбургского областного суда от 9 января 2004 г. отменила и вынесла по делу новое решение, которым заявление Ассоциации по защите прав предпринимателей Восточного Оренбуржья удовлетворила: признала ст. 45 Закона Оренбургской области 'Об административных правонарушениях в Оренбургской области' от 1 октября 2003 г. недействующей и не подлежащей применению с момента вынесения настоящего определения. ____________