1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

5. Признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вынесения решения подп. "м" п. 2 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (в ред. от 2 декабря 2000 г.) (И з в л е ч е н и е) Л. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным подп. "м" п. 2 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 и действующего в редакции от 2 декабря 2000 г.) (далее - Перечень). В соответствии с названным положением организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части осуществления приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома, могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Заявитель указал на то, что отношения по осуществлению предпринимательской деятельности, связанной с торговыми операциями по приему от населения стеклопосуды, утильсырья, металлолома, не регулируются Законом Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-I "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", распространяющимся на денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги, тогда как при приеме от населения стеклопосуды, утильсырья, включая металлолом, физические лица выступают продавцами, а организации, осуществляющие прием, - покупателями, выплачивающими деньги. По мнению заявителя, приняв такую норму, Правительство Российской Федерации тем самым не правомерно расширило сферу действия упомянутого Закона, что необоснованно обязывает его применять контрольно-кассовые машины при ведении лицензируемой деятельности по приему металлолома от населения. Решением Судебной коллегии Верховного Суда РФ, рассмотревшей дело по первой инстанции 2 октября 2002 г., в удовлетворении требования отказано. В кассационной жалобе Л. просил отменить решение суда в полном объеме, а прокурор, участвовавший в деле, - в части содержащихся в обжалуемой норме слов "кроме металлолома", ссылаясь на ошибочность выводов суда. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 19 декабря 2002 г. удовлетворила кассационные жалобу и протест по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (в ред. от 30 декабря 2001 г., с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. N 14-П и определения того же суда от 1 апреля 1999 г. N 29-O) денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин. В силу абз. 4 ч. 1 ст. 2 упомянутого Закона предприятия, которые в соответствии со ст. 1 настоящего Закона должны применять контрольно-кассовые машины, обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием. Из анализа приведенных правовых норм следует, что действие данного Закона распространяется на денежные расчеты, связанные с получением от населения наличных денежных средств за реализованные товары (услуги), при осуществлении торговых операций или оказании услуг, в процессе которых осуществляется продажа товаров (оказание услуг) населению предприятиями, реализующими эти товары (услуги). Такой вывод подтверждается и содержанием ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность в виде штрафа именно за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Отношения, возникающие при приеме предприятием от населения стеклопосуды, утильсырья, металлолома, носят иной характер. В рамках этих отношений денежные средства выплачиваются физическим лицам, осуществляющим продажу принадлежащих им отходов производства и потребления, а покупателями этих отходов являются предприятия, которые при осуществлении такой деятельности реализацией товаров не занимаются, никаких услуг не оказывают. Вывод суда о том, что прием металлолома (как и другого утильсырья, стеклопосуды) является разновидностью услуг, оказываемых предприятиями (индивидуальными предпринимателями) населению, нельзя признать правильным. В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ (ошибочно не примененным судом) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В данном случае предприятие не принимает на себя обязанности совершить какие-либо действия или осуществить определенную деятельность, а сдатчик стеклопосуды, утильсырья, металлолома - оплатить какие-либо услуги. Наоборот, предприятие выплачивает денежные средства за отходы производства и потребления, собственниками которых являются сдающие их физические лица. Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 29 декабря 2000 г.) право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Прием предприятием от населения стеклопосуды и утильсырья, включая металлолом, с оплатой их стоимости по своей сути является договором купли-продажи (предусмотренным ст. 454 ГК РФ), по условиям которого физическое лицо выступает в роли продавца, а предприятие - покупателя. Обязанность применения контрольно-кассовых машин при совершении таких операций (т. е. когда физическое лицо выступает продавцом, а предприятие - покупателем, осуществляющим оплату приобретенного им товара) Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 г. не предусматривает. Следовательно, Правительство Российской Федерации, включив в вышеуказанный Перечень вид деятельности по приему от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома, превысило свои полномочия. Довод суда о том, что законодательство не ставит обязанность применения контрольно-кассовых машин в зависимость от вида гражданско-правовых договоров, в связи с чем ст.ст. 454 и 779 ГК РФ, регулирующие договоры купли-продажи и возмездного оказания услуг, в данном случае неприменимы, ошибочен. Закон о применении контрольно-кассовых машин не регулирует отношения, связанные с совершением торговых операций и оказанием услуг, а лишь устанавливает обязательность применения контрольно-кассовых машин в сфере этих отношений. Непосредственно сами отношения, возникающие при осуществлении указанной деятельности, основываются на нормах гражданского законодательства, предусматривающих соответствующие виды договоров. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ решение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 2 октября 2002 г. отменила, вынесла новое решение, которым заявление Л. удовлетворила; признала противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вынесения решения подп. "м" п. 2 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 и действующего в редакции от 2 декабря 2000 г.). ______________