1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

7. Установление в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации особого режима предпринимательской деятельности признано противоречащим федеральному законодательству (И з в л е ч е н и е) Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании недействующим Закона Республики Татарстан от 22 апреля 1998 г. N 1569 "О Свободной экономической зоне "Алабуга" (в ред. от 17 января 2001 г.), ссылаясь на то, что он противоречит федеральному законодательству. Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 22 января 2003 г. прокурору Республики Татарстан в удовлетворении заявления отказано. В кассационном представлении прокурора Республики Татарстан ставился вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального права. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 21 марта 2003 г. представление удовлетворила по следующим основаниям. Согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел судом надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом. Если имеются противоречия между нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым по вопросам, относящимся к ведению субъекта Российской Федерации, и федеральным законом, то в силу ч. 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации подлежит применению нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно подп. "б" п. 1 ст. 5 этого же Закона законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации. Суд первой инстанции счел, что Закон Республики Татарстан "О Свободной экономической зоне "Алабуга" принят в рамках действующего федерального законодательства с учетом предоставленных законодательному органу Республики полномочий на принятие такого закона. Однако данный вывод является неправильным. Ссылка в решении суда первой инстанции на Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан от 15 февраля 1994 г. "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", в соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 2 которого разграничение полномочий сторон в области внешнеэкономической деятельности осуществляется отдельным соглашением, не может быть принята в качестве основания для отказа в удовлетворении требований прокурора, несмотря на то, что абз. 11 ст. 3 Соглашения от 15 февраля 1994 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан о разграничении полномочий в области внешнеэкономической деятельности относит к исключительному ведению Республики Татарстан создание свободных экономических зон на территории Республики Татарстан. В силу п. 5 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Между тем отнесение к исключительному ведению Республики Татарстан решения вопроса о создании свободных экономических зон на территории Республики Татарстан абз. 11 ст. 3 упомянутого Соглашения от 15 февраля 1994 г. противоречит ст. 23 Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", согласно которой особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения. Как указано в пп. "ж", "з", "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации, в ведении Российской Федерации находятся валютное и таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы, гражданское законодательство. Между тем в силу ст. 1 оспариваемого Закона Республики Татарстан Свободная экономическая зона "Алабуга" - ограниченная территория, на которой действует особый правовой и экономический режим инвестиционной и предпринимательской деятельности, устанавливаемый этим Законом. Приведенная правовая норма в части установления Законом Республики Татарстан особого режима предпринимательской деятельности противоречит ст.ст. 2 и 3 ГК РФ, относящим регулирование предпринимательской деятельности как способа реализации гражданских прав к исключительному ведению Российской Федерации, и, следовательно, принята с превышением полномочий, предоставленных законом представительному органу субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 2 оспариваемого Закона Республики Татарстан под особым режимом инвестиционной и предпринимательской деятельности понимаются условия, при которых устанавливаются налоговые льготы, предусмотренные настоящим Законом, а также льготы в сфере валютного регулирования и таможенный режим свободной экономической зоны, определяемые законодательством Российской Федерации. Таким образом, оспариваемый Закон Республики Татарстан установил только налоговые льготы в свободной экономической зоне в виде освобождения от налоговых платежей и сборов в бюджет Республики Татарстан и платежей в государственные внебюджетные фонды. Однако по смыслу п. 1 ст. 1 НК РФ специальный налоговый режим, разрешенный для участников Свободной экономической зоны "Алабуга", мог быть установлен лишь на основании федерального законодательного акта, поэтому оспариваемый Закон Республики Татарстан противоречит налоговому законодательству. Согласно п. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Верховного Суда Республики Татарстан отменила, вынесла по делу новое решение, которым признала недействующим Закон Республики Татарстан от 22 апреля 1998 г. N 1569 "О Свободной экономической зоне "Алабуга" (в ред. от 17 января 2001 г.) со дня вынесения настоящего определения. ______________