1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

8. Граждане, проживающие на территории приграничных районов, передвигаются в пределах пограничной зоны по документам, удостоверяющим личность, при наличии отметок о регистрации по месту постоянного проживания. Промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации только в соответствии с законодательством Российской Федерации (И з в л е ч е н и е) 25 декабря 2000 г. администрацией Алтайского края принято постановление N 962, которым утверждено Положение по установлению пограничного режима в приграничных с Республикой Казахстан районах Алтайского края (опубликовано 16 марта 2001 г.) (далее - Положение). Прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими пп. 2.1, 2.2; п. 2.3 в части слов "не проживающие на территории Алтайского края"; пп. 2.4, 2.5, 5.1 названного Положения, ссылаясь на то, что обжалуемые пункты противоречат федеральному законодательству. Решением Алтайского краевого суда от 20 февраля 2003 г. заявление прокурора удовлетворено частично: пп. 2.1, 2.5, а также п. 5.1 в части слов "законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края" Положения по установлению пограничного режима в приграничных с Республикой Казахстан районах Алтайского края признаны недействующими со дня принятия, в удовлетворении остальной части требований отказано. В кассационной жалобе администрация Алтайского края поставила вопрос об отмене решения суда в части признания недействующими пп. 2.1 и 5.1 оспариваемого Положения. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 22 апреля 2003 г. жалобу удовлетворила в части просьбы отменить решение суда о признании недействующим п. 2.1 Положения, в остальной части оставила без удовлетворения по следующим основаниям. В п. 2.1 Положения предусмотрено, что граждане Российской Федерации, проживающие на территории приграничных районов Алтайского края, передвигаются в пределах пограничной зоны по документам, удостоверяющим личность, при наличии отметок о регистрации по месту постоянного проживания. Признавая названный пункт противоречащим федеральному законодательству, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данным пунктом право граждан Российской Федерации, проживающих на территории приграничных районов Алтайского края, на передвижение в пределах пограничной зоны поставлено в зависимость от наличия или отсутствия в удостоверении личности отметок о регистрации по месту постоянного проживания и что это положение противоречит ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в соответствии с которой граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, регистрация или отсутствие, таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. По мнению суда первой инстанции, федеральное законодательство о пограничной зоне не предусматривает регистрацию по месту жительства как обязательное условие для передвижения в пограничной зоне, в связи с чем наличие этого условия в законодательстве субъекта Российской Федерации противоречит действующему федеральному законодательству, нарушает права и свободы указанной категории граждан. Поэтому п. 2.1 Положения подлежит признанию недействующим со дня принятия Положения. С таким выводом суда согласиться нельзя. В силу ч. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Статьей 3 того же Закона установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. В ст. 8 названного Закона указано, что право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено в пограничной зоне. Таким образом, названным Законом Российской Федерации установлена обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства и разрешено ограничение упомянутых прав граждан в пограничной зоне. Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) с целью создания необходимых условий охраны государственной границы в пограничной зоне устанавливается пограничный режим. В свою очередь пределы названной зоны определяются и изменяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям старших должностных лиц органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации. В данном случае пределы пограничной зоны на территориях приграничных с Республикой Казахстан районов Алтайского края утверждены администрацией Алтайского края в п. 3 постановления от 25 декабря 2000 г. N 962, которая в соответствии с приведенной нормой по согласованию со старшими должностными лицами органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации на территории этого субъекта вправе устанавливать и отменять своими решениями конкретное содержание правил пограничного режима, их пространственные и временные пределы. В подп. "з" п. 2 ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указано, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации помимо перечисленных в данной статье полномочий осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции Российской Федерации. Обжалуемым п. 2.1 Положения утверждены конкретные правила пограничного режима в названных в Положении районах Алтайского края по согласованию с должностным лицом Юго-Восточного регионального управления пограничной службы Российской Федерации для постоянно проживающих в этих районах граждан Российской Федерации. В данном случае администрация края не ввела новую обязанность граждан - регистрироваться по месту постоянного проживания (такая обязанность уже установлена Федеральным законом "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), а лишь предоставила названной категории граждан возможность свободно передвигаться в указанной пограничной зоне, не ограничивая их передвижение специально установленными маршрутами или обязанностью по иной регистрации в определенных законом органах (в случае, если гражданин не проживает на территории приграничных районов Алтайского края). Таким образом, администрация края действовала в пределах предоставленных ей полномочий. В связи с этим нельзя признать правильным вывод суда, положенный в основу решения, о том, что федеральное законодательство о пограничной зоне не предусматривает регистрацию по месту жительства как обязательное условие для передвижения в пограничной зоне и потому администрация края также не вправе была устанавливать оспариваемое положение. Поскольку судом неправильно применены нормы материального права, по делу не требуется установления дополнительных доказательств, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления в названной части. В то же время следует согласиться с выводом суда о противоречии федеральному законодательству п. 5.1 Положения (в соответствии с которым промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность во внутренних водах Российской Федерации, российской части рек, озер и иных водоемов помимо федеральных законов регулируется законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края), так как в силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной границе Российской Федерации" вышеназванная деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации только в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный закон не предусмотрел возможность регулирования данных вопросов законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Довод кассационной жалобы о том, что Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" был принят еще до вступления в действие Конституции Российской Федерации, которая отнесла к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов земельное, водное законодательство, законодательство о недрах, и суд не учел это обстоятельство, не может служить основанием к отмене решения суда в указанной части, поскольку в данном случае законодатель урегулировал вопрос о специальной, пограничной зоне одинаково для всех субъектов Российской Федерации и при этом исходил из принципов обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности, взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, мирного разрешения пограничных вопросов. В то же время действие данной нормы Федерального закона распространяется не на всю территорию Российской Федерации, а лишь на российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации. При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда в этой части не имеется. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Алтайского краевого суда от 20 февраля 2003 г. отменила в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 2.1 Положения по установлению пограничного режима в приграничных с Республикой Казахстан районах Алтайского края, утвержденного п. 1 постановления администрации Алтайского края от 25 декабря 2000 г. N 962, и приняла новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора Алтайского края в указанной части; решение суда в части признания п. 5.1 упомянутого Положения противоречащим федеральному законодательству оставила без изменения, а кассационную жалобу администрации Алтайского края - без удовлетворения. ______________