1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

4. Субъект Российской Федерации вправе издавать правовые акты, регламентирующие порядок его участия в хозяйственных обществах (И з в л е ч е н и е) Прокурор города Москвы обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления правительства Москвы от 19 сентября 2000 г. N 743 "О порядке внесения прав землепользования в качестве вклада города в уставный капитал акционерных обществ" и утвержденного этим постановлением Положения о создании открытых акционерных обществ с участием города Москвы в случаях внесения прав землепользования в уставные капиталы. Решением Московского городского суда от 8 апреля 2002 г. п. 3 названного постановления в части, предусматривающей, что в уставный капитал вносится также сумма арендной платы за весь срок аренды по ставкам, действующим на момент внесения права аренды земельного участка в уставный капитал, признан противоречащим федеральному законодательству; в удовлетворении остальной части требований отказано. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 11 июня 2002 г. решение Московского городского суда в части отказа в удовлетворении заявления прокурора отменила и вынесла новое решение о признании оспариваемых прокурором актов недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. Президиум Верховного Суда РФ 26 февраля 2003 г. протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ, в котором ставился вопрос об отмене определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и оставлении в силе решения Московского городского суда, удовлетворил, указав следующее. Вынося новое решение по делу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ сослалась на то, что оспариваемые акты в полном объеме противоречат федеральному законодательству, содержащему запрет на участие государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственных обществах. С этим выводом согласиться нельзя. В п. 4 ч. 3 ст. 66 ГК РФ предусмотрено, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 7 августа 2001 г.) учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами. Таким образом, гражданское законодательство содержит нормы, запрещающие государственным органам и органам местного самоуправления принимать участие в акционерном обществе, однако действуют они только в том случае, если иное не указано в законе. В соответствии с ч. 2 ст. 217 ГК РФ при приватизации государственного и муниципального имущества положения Кодекса, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Согласно чч. 1 и 5 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (в ред. от 5 августа 2000 г.) одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ; решение о выборе способа приватизации государственного имущества принимают соответственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующие органы по управлению имуществом в порядке, определенном ст. 15 названного Федерального закона. Следовательно, федеральным законодательством разрешено вносить государственное имущество в уставные капиталы хозяйственных обществ в порядке приватизации; возникающие при этом правоотношения (в том числе по внесению прав аренды имущества в уставные капиталы) относятся к правоотношениям, на которые распространяются специальные нормы законодательства о приватизации, а общие нормы гражданского права применяются только в том случае, если законодательством о приватизации не установлено иное. В силу подп. "б" п. 1 ст. 10 Закона города Москвы от 11 апреля 2001 г. N 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы" одним из способов приватизации является внесение государственного или муниципального имущества и (или) прав владения и пользования им, долей и пакетов акций в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ. Оспариваемое прокурором Положение предусматривает внесение в качестве вклада города в уставные капиталы права временного пользования (аренды) земельных участков, т. е. предоставление права аренды земельного участка. При этом размер вклада города определяется исходя из стоимости права пользования (аренды) земельным участком. Определяя имущество, подлежащее передаче в уставные капиталы, Положение регулирует правоотношения в области приватизации государственного имущества. Следовательно, нормы, разрешающие правительству Москвы в лице Департамента государственного и муниципального имущества выступать учредителем акционерного общества, а г. Москве становиться участником акционерного общества, федеральному законодательству не противоречат, на что правильно обратил внимание суд первой инстанции. Ссылаясь на положения п. 4 ст. 66 ГК РФ, ч. 1 ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах", а также п. 2 ст. 7 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", запрещающие государственным органам и органам местного самоуправления участие в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, Судебная коллегия не учла, что содержание указанных норм относится к государственным органам и органам местного самоуправления, выступающим в гражданских правоотношениях от собственного имени. В то время как из текста оспариваемых актов следует, что участником акционерных обществ выступает г. Москва как субъект Российской Федерации. В силу положений ст. 124 ГК РФ субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. То есть они могут быть участниками акционерных обществ. При рассмотрении дела судом установлено, что в соответствии с постановлением правительства Москвы от 19 сентября 2000 г. N 743 г. Москва становится участником акционерных обществ путем внесения вклада в уставный капитал и что именно за городом закрепляются акции общества. Судебной коллегией при вынесении определения не принято во внимание постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации", предусматривающее, что в целях управления государственным имуществом целесообразно осуществлять приобретение и последующую продажу акций за счет внесения земельных участков в уставный капитал акционерных обществ и создать необходимую правовую базу, позволяющую использовать различные способы распоряжения федеральным имуществом (залог, доверительное управление, внесение прав пользования в уставный капитал). Приведенные нормы позволили суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что г. Москва как субъект Российской Федерации через уполномоченные органы вправе участвовать в акционерных обществах и издавать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок такого участия. Оснований считать этот вывод неверным у Судебной коллегии не имелось. Президиум Верховного Суда РФ отменил определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ об отмене решения Московского городского суда в части отказа в удовлетворении заявления прокурора и вынесении в этой части нового решения; оставил в силе решение Московского городского суда. ____________