1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

5. Полномочия по управлению областной собственностью могут быть переданы органам местного самоуправления только на основании специального областного закона и только с одновременным разрешением вопроса о передаче муниципальным органам соответствующего бюджетного финансирования (И з в л е ч е н и е) Прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 4 ст. 9 (полностью) и п. 2 ст. 25 (в части учета полученных государственным учреждением доходов от коммерческой деятельности, в том числе от оказания платных услуг, на отдельном балансе и самостоятельного распоряжения ими) Закона Сахалинской области от 20 июля 1999 г. N 8а "Об управлении областной государственной собственностью". Решением Сахалинского областного суда от 5 декабря 2002 г. заявление прокурора было оставлено без удовлетворения. В кассационном протесте исполняющего обязанности прокурора Сахалинской области ставился вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального права. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 7 февраля 2003 г. протест частично удовлетворила по следующим основаниям. Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд пришел к выводу, что предметом регулирования оспариваемого прокурором Закона области являются гражданские отношения (отношения по осуществлению правомочий собственника) в сфере управления государственной собственностью Сахалинской области. Данный вывод суда нельзя признать правильным. Согласно подп. "д" п. 2 ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации является полномочием высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, управление собственностью субъекта Российской Федерации представляет собой государственное полномочие. Управление собственностью субъекта Российской Федерации и передача соответствующего государственного полномочия - это правоотношения, возникающие в сфере государственно-правового регулирования, поскольку субъекты упомянутых административно-правовых отношений находятся между собой в отношениях "власти - подчинения". Гражданское законодательство не регламентирует порядок управления государственной собственностью, а регулирует отношения, основанные на равенстве участвующих сторон, по поводу владения, пользования и распоряжения ими объектами собственности. Не подпадает под действие норм гражданского законодательства и порядок передачи государственных полномочий от органов государственной власти иным лицам. В связи с этим к разрешению возникшего спора судом неправильно применены нормы гражданского права, в частности п. 3 ст. 125 ГК РФ, предусматривающего возможность реализации гражданско-правового полномочия субъекта Российской Федерации как владельца областной собственности, а не государственного полномочия органа исполнительной власти по управлению государственной областной собственностью. Порядок передачи государственных полномочий устанавливается нормами Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В силу ч. 3 ст. 78 Конституции Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. В п. 6 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Аналогичное положение закреплено и в ч. 3 ст. 27 Устава Сахалинской области, согласно которой органы исполнительной власти Сахалинской области по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Таким образом, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Уставом Сахалинской области допускается возможность передачи администрацией области как высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации своего полномочия по управлению областной собственностью федеральным органам исполнительной власти на основании соответствующего соглашения. Как закреплено в ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Согласно п. 6 ст. 5, п. 4 ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 57 Устава Сахалинской области наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Следовательно, передача полномочий по управлению областной собственностью может иметь место и в отношении органов местного самоуправления, но только на основании специального областного закона и только с одновременным разрешением вопроса о передаче муниципальным органам соответствующего бюджетного финансирования. Возможность передачи своих полномочий органами государственной власти иным контрагентам (юридическим и физическим лицам) федеральным законодательством не предусмотрена. С учетом этого изложенный в протесте довод о том, что правом на передачу государственных полномочий наделен только соответствующий орган государственной власти, а само полномочие может быть передано только федеральным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления с соблюдением специального порядка, является правильным. Вместе с тем согласно п. 4 ст. 9 Закона Сахалинской области в нарушение вышеприведенных норм федерального законодательства таким правом наделяются, помимо областных государственных органов, специально уполномоченные органы по управлению областной государственной собственностью. Кроме того, указанная норма разрешает передачу государственных полномочий по управлению собственностью субъекта Российской Федерации юридическим и физическим лицам, что действующее законодательство не допускает. Поэтому вывод суда об отсутствии противоречия оспариваемой нормы федеральному законодательству является необоснованным. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Сахалинского областного суда в части оставления без удовлетворения заявления прокурора Сахалинской области о признании противоречащим федеральному законодательству п. 4 ст. 9 Закона Сахалинской области от 20 июля 1999 г. N 8а "Об управлении областной государственной собственностью" отменила и вынесла новое решение об удовлетворении заявления прокурора в этой части, в остальном решение оставила без изменения. _____________