1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

6. Подпункт "а" ч. 1 п. 15 и п. 16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621, признаны незаконными со дня вступления решения суда в законную силу (Извлечение из решения Судебной коллегии Верховного Суда РФ) Т. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой просил признать недействительными подп. "а" ч. 1 п. 15 и п. 16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621, поскольку, по его мнению, указанные нормы не соответствуют законодательству и ограничивают его трудовые права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации. Верховный Суд РФ 28 октября 2002 г. требования удовлетворил по следующим основаниям. Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, определенных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации. В силу ст. 17 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" дисциплина работников железнодорожного транспорта регулируется законодательством Российской Федерации о труде и Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621 утверждено Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Положение, действует в редакции от 14 июля 2001 г.). В этом Положении в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде определяются особые условия соблюдения дисциплины работниками железнодорожного транспорта и меры дисциплинарного воздействия в случае нарушения таких условий. Так, в подп. "а" ч. 1 п. 15 Положения указано, что за совершение работником дисциплинарного проступка к нему может быть применен, помимо предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, такой вид дисциплинарного взыскания, как лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, водителя - удостоверения на право управления дрезиной, помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава - свидетельства помощника машиниста, помощника водителя дрезины - удостоверения помощника водителя на срок до трех месяцев или до одного года, с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок по основаниям и в порядке, предусмотренным п. 16 Положения. С 1 февраля 2002 г. введен в действие Трудовой кодекс Российской Федерации. В ст. 192 Кодекса установлен исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, которые работодатель имеет право применять, а именно: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Применение к работнику мер дисциплинарного взыскания является существенным ограничением прав человека на труд, в связи с чем виды дисциплинарных взысканий и основания для их применения могут быть установлены только федеральными законами, что предусмотрено ст.ст. 192 и 330 ТК РФ. В силу ст. 330 ТК РФ дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется названным Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами. Оспариваемое Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации является не законом, а нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти. Довод представителя Правительства Российской Федерации о том, что согласно ч. 2 ст. 423 ТК РФ Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации в части установления нового вида дисциплинарного взыскания соответствует действующему трудовому законодательству, является несостоятельным. В ч. 2 ст. 423 ТК РФ предусмотрено, что изданные до введения в действие данного Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с указанным Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. При этом данные нормативные правовые акты не должны противоречить Кодексу. В п. 16 Положения установлены основания для наложения дисциплинарного взыскания в виде лишения машиниста свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, водителя - удостоверения на право управления дрезиной, помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава - свидетельства помощника машиниста, помощника водителя дрезины - удостоверения помощника водителя. В связи с тем что новый вид дисциплинарного взыскания и основания его применения введены подзаконным актом, что является ограничением прав работника и противоречит требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, жалоба Т. подлежит удовлетворению. Верховный Суд РФ жалобу Т. удовлетворил: признал незаконными подп. "а" ч. 1 п. 15 и п. 16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621, со дня вступления решения суда в законную силу. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 6 февраля 2003 г. оставила решение без изменения. _____________