1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

7. Признан недействующим абз. 3 п. 29 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621, со дня вступления решения суда в законную силу (Извлечение из решения Судебной коллегии Верховного Суда РФ) К. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим абз. 3 п. 29 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621. Как указал заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству и нарушают его права, так как не допускают немедленного исполнения решения суда о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника и устанавливают обязанность работника выдержать установленные испытания (экзамены). Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по первой инстанции, 7 июля 2003 г. заявление К. удовлетворила, указав следующее. Как установлено судом, заявитель К. восстановлен на работе в государственном унитарном предприятии "Петербургский метрополитен" электродепо "Невское" в должности машиниста электропоезда. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1032 действие Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации распространено на работников метрополитенов. В соответствии с абз. 3 п. 29 Положения перед восстановлением работника на работе, связанной с движением поездов и маневровой работой, он должен выдержать установленные испытания. В том случае, если работник дважды не выдержит эти испытания, он переводится с его согласия на другую работу, а при отказе от перевода может быть уволен в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Кодекса законов о труде Российской Федерации. Испытания не проводятся, если перерыв в работе, связанной с движением поездов и маневровой работой, не превысил трех месяцев. Между тем в соответствии со ст. 396 ТК РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" в п. 2 ст. 73 предусматривает, что исполнительный документ о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника исполняется немедленно. Исполнение исполнительного документа считается завершенным с момента фактического допуска указанного работника к исполнению прежних обязанностей, последовавшего за изданием приказа администрации об отмене своего незаконного распоряжения об увольнении или о переводе. Эти нормы федерального законодательства не устанавливают особенности восстановления на работе лиц, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Согласно ст. 328 ТК РФ, введенного в действие с 1 февраля 2002 г., работники,принимаемые на работу, непосредственно связанную c движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта. Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта. В процессе производственной деятельности возможно проведение технического обучения и повышения квалификации работников, деятельность которых связана с движением электропоездов. Из объяснений представителя Правительства Российской Федерации М. в суде следует, что проверочные испытания машиниста электропоезда на метрополитене регулируются локальными нормативными актами. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для отказа К. в удовлетворении заявленных требований. В силу ст. 330 ТК РФ дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации и положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами. Восстановленное судом право работника на осуществление деятельности, связанной с движением транспортных средств, не может быть ограничено Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации. Ссылки представителя Правительства Российской Федерации на нормы Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы охраны труда, несостоятельны. Охрана труда согласно ст. 209 ТК РФ - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Статьей 76 ТК РФ установлена обязанность работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, тогда как п. 29 Положения предусматривает обязанность для работника выдержать испытания на право управления поездом. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала недействующим абз. 3 п. 29 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621, со дня вступления решения суда в законную силу. Решение оставлено в силе определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 18 сентября 2003 г. N Каc 03-414. ____________