1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

3. Признан незаконным и не подлежащим применению со дня вынесения решения суда абз. 2 п. 7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335; с последующими изменениями и дополнениями) в части указания на то, что в правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений с учетом местных условий устанавливается продолжительность проживания граждан в общежитиях в случае, указанном в подп. "д" этого пункта (Извлечение) Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещении в РСФСР (далее - Примерные правила). Д. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконным последнего абзаца п. 7 Примерных правил, предусматривающего, что в правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утверждаемых Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, с учетом местных условий устанавливается продолжительность проживания граждан в общежитиях и на условиях поднайма либо найма жилых помещений в случаях, указанных в подп. "д" и "е" настоящего пункта, а также могут быть предусмотрены дополнительные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. В обоснование требования заявитель сослался на несоответствие оспоренного положения нормативного акта федеральному закону и нарушение своих прав и законных интересов. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по первой инстанции, 30 мая 2003 г. в удовлетворении требования отказала. В кассационной жалобе Д. поставил вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение норм материального закона. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 18 сентября 2003 г. решение Судебной коллегии отменила по следующим основаниям. Судебной коллегией было указано, что оспоренное положение Примерных правил не противоречит федеральному закону, в частности ст. 29 ЖК РСФСР, так как установленное п. 5 ч. 1 этой статьи основание признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением) воспроизведено в подп. "д" п. 7 Примерных правил. Предусмотренное же абз. 2 п. 7 Примерных правил положение о возможности установления в правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений с учетом местных условий продолжительности проживания граждан, указанных в подп. "д" настоящего пункта, в общежитиях, по мнению суда первой инстанции, не относится к основаниям признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, а устанавливаемый (во исполнение оспоренного предписания Примерных правил) субъектом Российской Федерации срок проживания в общежитии - это лишь условие возникновения у граждан права на получение жилого помещения, что вытекает из содержания ст. 28 ЖК РСФСР. Между тем заявитель не требовал признать незаконным по настоящему делу подп. "д" п. 7 Примерных правил, соответствующий п. 5 ст. 29 ЖК РСФСР. Оспоренный же Д. абз. 2 п. 7 Примерных правил, во-первых, предусматривает не возможность установления продолжительности проживания граждан в общежитиях (даже в качестве условия для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий), а содержит императивную норму, обязательную для исполнения ее всеми субъектами Российской Федерации. Лишь установление конкретного срока продолжительности такого проживания граждан в общежитиях обусловлено необходимостью учета местных условий в конкретных субъектах Российской Федерации. Во-вторых, в п. 5 ст. 29 ЖК РСФСР определено конкретное основание для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий - проживание в общежитиях (за рядом исключений). Дополнительного условия о введении какого-либо срока проживания в общежитиях в данной норме нет. В отличие от п. 5 в п. 6 ст. 29 ЖК РСФСР законодатель обусловил конкретное основание для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий - проживание граждан на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда (а также найма в домах жилищно-строительных кооперативов либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющих другой жилой площади) необходимостью учета длительности такого проживания. Поэтому Кассационная коллегия не может согласиться с выводом Судебной коллегии о соответствии абз. 2 п. 7 Примерных правил в части, касающейся граждан, проживающих в общежитиях (за рядом исключений), ст. 29 ЖК РСФСР. Таким образом, Примерные правила в оспоренной части изданы Советом Министров РСФСР с превышением имеющихся у него полномочий (фактически с подменой полномочий законодателя), а неправомерно введенное дополнительное условие для признания граждан, проживающих в общежитиях, нуждающимися в улучшении жилищных условий - необходимость установления субъектами Российской Федерации определенного срока проживания таких граждан в общежитиях - ограничивает права указанных граждан на постановку на учет, следовательно, и на предоставление жилых помещений. В обоснование вынесенного решения Судебная коллегия сослалась также на ст. 28 ЖК РСФСР. Однако к рассматриваемому вопросу ст. 28 ЖК РСФСР не может быть применена. В данной норме условием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий является постоянное проживание таких граждан в населенном пункте. Оспоренным же положением Примерных правил подобное условие введено в отношении конкретных категорий граждан - граждан, проживающих в общежитиях. Поскольку абз. 2 п. 7 Примерных правил противоречит норме федерального закона, ссылка в судебном решении на положения Конституции Российской Федерации о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации несостоятельна, так как эти положения Конституции Российской Федерации не регулируют рассматриваемый по данному делу вопрос, касающийся разграничения полномочий законодателя и высшего органа исполнительной власти в Российской Федерации. Согласно же ст. 115 Конституции Российской Федерации (и соответствующих статей Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации") Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Следовательно, акты Правительства должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам и нормативным указам Президента Российской Федерации. Указание в ст. 49 ЖК РСФСР на то, что правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР, не исключает содержащегося в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе требования о соответствии таких Правил, в частности, федеральному закону. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ решение Судебной коллегии Верховного Суда РФ отменила, вынесла новое решение, которым признала незаконным и не подлежащим применению со дня вынесения настоящего решения абз. 2 п. 7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335; с последующими изменениями и дополнениями) в части указания на то, что в правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений с учетом местных условий устанавливается продолжительность проживания граждан в общежитиях в случае, указанном в подп. "д" этого пункта. ____________