1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

4. Признано недействующим с 1 января 2002 г. второе предложение абз. 1 п. 9 Порядка предоставления и финансирования дополнительных выплат лицам, находившимся в Чеченской Республике (утвержденного постановлением Минтруда России от 14 февраля 1995 г. N 10): "При этом для лиц, принятых на работу в Территориальное управление федеральных органов исполнительной власти в Чеченской Республике, федеральные территориальные органы исполнительной власти на территории Чеченской Республики и проработавших менее трех полных месяцев, расчетным периодом является время фактической работы" (Извлечение из решения Судебной коллегии Верховного Суда РФ) С. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими абз. 1 и 3 п. 9 Порядка предоставления и финансирования дополнительных выплат лицам, находившимся в Чеченской Республике (утвержденного постановлением Минтруда России от 14 февраля 1995 г. N 10 и зарегистрированного в Минюсте России 17 февраля 1995 г., далее - Порядок). Заявительница указала, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству Российской Федерации и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, жизни или здоровью которых нанесен вред при исполнении ими своих обязанностей государственных служащих в Чеченской Республике, и уточнила: абз. 1 п. 9 Порядка содержит норму о расчете среднего заработка для установления размера единовременной материальной помощи исходя из трех, а не двенадцати месяцев работы работника, что приводит к снижению размера материальной помощи, подлежащей выплате членам семьи умершего работника; абз. 3 п. 9 Порядка не предусматривает возможности индексации дополнительной единовременной материальной помощи в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело 21 июля 2003 г. по первой инстанции, заявление С. частично удовлетворила по следующим основаниям. Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, если установит, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. При рассмотрении требований в отношении первого предложения абз. 1 и абз. 3 п. 9 Порядка таких обстоятельств судом не установлено. В п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 января 1995 г. N 19 "О дополнительных выплатах лицам, находившимся в Чеченской Республике" (в ред. от 29 ноября 2000 г.) указано, что в случае гибели (смерти), увечья (ранения, травмы, контузии) лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы, федеральных территориальных органов исполнительной власти на территории Чеченской Республики, и лиц, командированных в Чеченскую Республику, выплачивается дополнительная единовременная материальная помощь: членам семей погибших (умерших) - женам (мужьям), детям, не достигшим 18 лет (учащимся в возрасте до 23 лет), либо старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, отцам и матерям - в 100-кратном размере среднемесячной заработной платы в равных долях каждому члену семьи; лицам, ставшим вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) инвалидами I и II групп, а также потерявшим возможность дальнейшего выполнения трудовых обязанностей по специальности, - в 50-кратном размере среднемесячной заработной платы, а ставшим инвалидами III группы - в 20-кратном размере среднемесячной заработной платы; лицам, получившим тяжелое увечье (ранение, травму, контузию), - в 10-кратном размере среднемесячной заработной платы; лицам, получившим легкое увечье (ранение, травму, контузию), - в 5-кратном размере среднемесячной заработной платы. Единовременная материальная помощь не выплачивается лицам, подлежащим обязательному государственному личному страхованию в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно п. 3 постановления Министерству труда Российской Федерации и Министерству социальной защиты населения Российской Федерации совместно с заинтересованными органами в 2-недельный срок надлежит определить порядок предоставления выплат, а Министерству финансов Российской Федерации - порядок финансирования мероприятий, предусмотренных данным постановлением. Таким образом, утверждая оспариваемый Порядок, Минтруд России действовал в пределах предоставленных ему полномочий. В абз. 1 п. 9 Порядка указано, что средний заработок для установления размера дополнительной единовременной материальной помощи определяется в соответствии с действующим порядком исчисления среднего заработка. При этом для лиц, принятых на работу в Территориальное управление федеральных органов исполнительной власти в Чеченской Республике, федеральные территориальные органы исполнительной власти на территории Чеченской Республики и проработавших менее трех полных месяцев, расчетным периодом является время фактической работы. Доводы заявительницы и ее представителя в подтверждение незаконности первого предложения абз. 1 п. 9 Порядка несостоятельны. Содержащаяся в нем норма носит бланкетный (отсылочный) характер, поскольку она непосредственно не устанавливает порядок исчисления среднего заработка для определения размера дополнительной единовременной материальной помощи, а отсылает к действующему порядку исчисления среднего заработка. Из объяснений представителей Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации следует, что в настоящее время средний заработок для определения размера дополнительной единовременной материальной помощи следует исчислять в соответствии со ст. 139 ТК РФ. В силу ч. 3 названной статьи Кодекса при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. Поэтому у суда нет оснований считать, что первое предложение абз. 1 п. 9 Порядка противоречит приведенной норме закона. В то же время суд полагает, что второе предложение абз. 1 п. 9 Порядка подлежит признанию недействующим со дня введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации. В ч. 7 ст. 139 Кодекса предусмотрено, что особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Следовательно, со дня введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации Минтруд России не вправе определять особенности порядка исчисления средней заработной платы работников. Данное обстоятельство признано в судебном заседании и представителями Минтруда России. Согласно п. 10 Порядка выплата дополнительной единовременной материальной помощи производится сверх выплат по государственному социальному страхованию и (или) выплат в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту). Анализ приведенного пункта Порядка в совокупности с нормами постановления Правительства Российской Федерации от 12 января 1995 г. N 19 "О дополнительных выплатах лицам, находившимся в Чеченской Республике" свидетельствует о том, что выплата дополнительной единовременной материальной помощи представляет собой дополнительную меру социальной защиты лиц, пострадавших в результате кризиса в Чеченской Республике, правовой базой для которой является именно указанное постановление Правительства Российской Федерации, а не глава 59 Гражданского кодекса Российской Федерации ("Обязательства вследствие причинения вреда"). Поэтому доводы заявительницы о несоответствии абз. 1 п. 9 Порядка ст.ст. 1086, 1089, 1091 ГК РФ, ст. 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" суд находит необоснованными. Вышеизложенное в полной мере относится и к абз. 3 п. 9 Порядка, предусматривающего, что при изменении в период между расчетным периодом и днем выплаты дополнительной единовременной материальной помощи должностных окладов (тарифных ставок) по отрасли или в организации исчисленный средний заработок индексируется на коэффициент этого повышения. Установив дополнительные выплаты лицам, находившимся в Чеченской Республике, Правительство Российской Федерации, как указано выше, уполномочило на определение порядка предоставления выплат Минтруд России, который вправе был предусмотреть оспариваемый механизм индексации единовременной материальной помощи в зависимости от коэффициента повышения должностных окладов (тарифных ставок). Таким образом, несостоятелен и довод заявительницы о противоречии абз. 3 п. 9 Порядка ст. 2 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-I "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". Судебная коллегия Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по первой инстанции, заявление С. удовлетворила частично: признала недействующим с 1 января 2002 г. второе предложение абз. 1 п. 9 Порядка предоставления и финансирования дополнительных выплат лицам, находившимся в Чеченской Республике, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 14 февраля 1995 г. N 10, в остальной части заявление С. оставила без удовлетворения. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 2 октября 2003 г. решение оставила без изменения. _____________