1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

1. Требования федеральных государственных служащих о взыскании заработной платы с учетом районного коэффициента, размер которого определен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, признаны незаконными Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 18 июня 2003 г. N 23пв-03пр (Извлечение) О. и другие (всего 49 человек) обратились в суд с иском к инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Западному административно-территориальному округу (ЗАТО) г. Североморска о взыскании заработной платы. В обоснование требования они - истцы указали, что им с 1 января 2001 г. по указанию управления МНС России по Мурманской области районный коэффициент к заработной плате стал начисляться и выплачиваться в размере 1,4%, а не 1,5%, как было ранее, что противоречит Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", постановлению Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" и постановлению администрации Мурманской области от 27 января 1992 г. N 64, установившему районный коэффициент в размере 1,5. Истцы просили обязать работодателя выплачивать им заработную плату с применением районного коэффициента 1,5 и произвести перерасчет начиная с 1 января 2001 г. Решением Североморского городского суда от 15 июня 2001 г. в иске отказано. Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда 1 августа 2001 г. решение суда отменила и приняла новое решение, которым обязала инспекцию МНС России по ЗАТО г. Североморска с 1 января 2001 г. по 1 августа 2001 г. произвести О. и другим начисление и выплату районного коэффициента к заработной плате в размере 1,5, в дальнейшем с 1 августа 2001 г. производить начисление и выплату заработной платы с учетом районного коэффициента 1,5. Президиум Мурманского областного суда 20 сентября 2001 г. оставил без удовлетворения протест прокурора Мурманской области об отмене определения судебной коллегии и оставлении в силе решения городского суда. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 13 июня 2002 г. оставила без удовлетворения аналогичный протест заместителя Генерального прокурора РФ. Президиум Верховного Суда РФ 18 июня 2003 г. протест заместителя Генерального прокурора РФ, в котором ставился вопрос об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда и последующих судебных постановлений и оставлении в силе решения Североморского городского суда об отказе в иске, удовлетворил, указав следующее. Удовлетворяя требования о взыскании районного коэффициента в размере 1,5, судебная коллегия областного суда руководствовалась постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" и принятым во исполнение его постановлением главы администрации Мурманской области от 27 января 1992 г. N 64, которым для рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений на территории области установлен районный коэффициент в размере 1,5. Вместе с тем не было учтено, что оба постановления предусматривают установление повышенного районного коэффициента за счет средств предприятий и организаций. В соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" районные коэффициенты должны быть установлены на федеральном уровне по представлению Правительства Российской Федерации. Согласно п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265, регулирующего вопросы денежного содержания федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, к которым относятся и работники территориальных органов налоговой службы Российской Федерации, финансирование расходов на выплату денежного содержания федеральным государственным служащим осуществляется за счет средств федерального бюджета и привлечение на эти цели средств бюджетов иных уровней не допускается. В силу п. 5 данного Указа формирование фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов осуществляется с учетом районных коэффициентов, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации. В связи с тем что федеральным органом законодательной власти нормативно-правовой акт, устанавливающий для работников налоговых органов по Мурманской области районные коэффициенты к заработной плате 1,5 и порядок их выплаты, до настоящего времени не принят, то, как следует из положений ст. 423 ТК РФ, продолжают действовать нормативные акты бывшего Союза ССР, к которым относится постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 330/11-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников, занятых в районах Крайнего Севера", устанавливающие для лиц, работающих в Мурманской области, районный коэффициент 1,4. Сославшись на постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 1992 г. N 653 "О возмещении предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, затрат на выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам", предусмотревшее в качестве источника для финансирования затрат по районному коэффициенту для бюджетных учреждений средства соответствующих бюджетов, судебная коллегия и президиум Мурманского областного суда не приняли во внимание положения вступившего в силу с 1 января 2000 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), определившего компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений и установившего принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, означающий закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В своем постановлении президиум Мурманского областного суда указал, что выплата недостающих средств по районному коэффициенту должна осуществляться за счет средств федерального бюджета. Однако это противоречит требованиям ст. 86 БК РФ, ст. 38 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 4 августа 2000 г.), согласно которым если выплаты районного коэффициента в повышенном, по решению субъекта Российской Федерации, размере повлекут увеличение расходов федерального бюджета, то без компенсации со стороны органа, принявшего такое решение, это не допускается. Поскольку в постановлении главы администрации Мурманской области от 27 января 1992 г. N 64, устанавливающем для рабочих и служащих предприятий и учреждений Мурманской области районный коэффициент к зарплате 1,5, не указаны источники дополнительных выплат в связи с увеличением районного коэффициента, а выплаты производятся за счет средств предприятий и организаций, суд не должен был применять названное постановление к возникшим между сторонами правоотношениям. Президиум Верховного Суда РФ отменил определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда, постановление президиума Мурманского областного суда, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и оставил в силе решение Североморского городского суда Мурманской области. _____________