1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

2. Если в уставе города, принятом на местном референдуме, не предусмотрено образования иных муниципальных органов самоуправления, кроме городских, вынесения вопроса об упразднении внутригородских муниципальных образований на референдум в данных образованиях не требуется Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 14 мая 2003 г. N 26пв-03 (Извлечение) Муниципальный комитет Фрунзенского района г. Владивостока и Некоммерческое партнерство "Коллегия молодых юристов г. Владивостока" обратились в суд с заявлениями о признании противоречащим действующему законодательству решения Думы г. Владивостока от 25 декабря 2001 г. N 67 "О районах города Владивостока", упразднившего внутригородские муниципальные образования: Ленинский, Первомайский, Первореченский, Советский, Фрунзенский районы г. Владивостока и объявившего их административно-территориальными единицами г. Владивостока, а также обязавшего администрацию г. Владивостока подготовить необходимые документы по ликвидации ранее созданных органов местного самоуправления. Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 19 марта 2002 г. (оставленным без изменений судебной коллегией по гражданским делам Приморского краевого суда 15 мая 2002 г.) требования оставлены без удовлетворения. Президиум Приморского краевого суда 2 августа 2002 г. судебные постановления оставил без изменений, протест прокурора края - без удовлетворения. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 декабря 2002 г. протест в порядке надзора заместителя Генерального прокурора РФ на судебные постановления оставлен без удовлетворения. Президиум Верховного Суда РФ 14 мая 2003 г. в удовлетворении протеста заместителя Генерального прокурора РФ об отмене судебных постановлений в связи с нарушением норм материального права отказал по следующим основаниям. Согласно ст. 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. В силу п. 3 ст. 12 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ст. 7 Закона Приморского края от 9 февраля 1996 г. N 28-КЗ "О местном самоуправлении в Приморском крае" вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города. В ст.ст. 2 и 3 Устава муниципального образования г. Владивостока (принятого на местном референдуме 19 декабря 1999 г.) предусмотрено, что г. Владивосток является самостоятельным муниципальным образованием, его территория едина, в границы города входят Ленинский, Первореченский, Первомайский, Советский и Фрунзенский районы. В ст. 8 Устава перечислены муниципальные органы, представляющие систему городского самоуправления, к которым относятся: глава муниципального образования - глава администрации города, городская Дума, образующие администрацию города органы и должностные лица, городская муниципальная избирательная комиссия. Согласно ст. 58 Устава районы г. Владивостока, являясь его административно-территориальными единицами, образуются с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей, численности населения, социально-экономических характеристик и возможности решения местных вопросов в интересах населения районов. Взаимоотношения между органами местного самоуправления г. Владивостока и его районами строятся на основе нормативных актов, принимаемых Думой г. Владивостока. Как видно из названных, а также других положений Устава г. Владивостока, г. Владивосток представляет собой самостоятельное муниципальное образование с единой структурой органов муниципального самоуправления. Создание органов муниципальной власти в районах г. Владивостока его Уставом не предусмотрено. Данный Устав г. Владивостока принят городским референдумом, что подтверждается решением Владивостокской территориальной избирательной комиссии от 22 декабря 1999 г. N 49 "О результатах проведения местного референдума 19 декабря 1999 года по вопросу: "Вы принимаете Устав города Владивостока, предложенный инициативной группой?" Из сводной таблицы результатов местного референдума по принятию Устава г. Владивостока усматривается, что в референдуме принимало участие население всех пяти районов г. Владивостока, в том числе и население Фрунзенского района, в котором ранее уже были сформированы органы муниципального управления. При этом из 34 606 избирателей Фрунзенского района, принявших участие в референдуме, 18 665 избирателей (что составляет 53,93%) проголосовали за принятие Устава г. Владивостока. Довод протеста о том, что результаты референдума по принятию Устава города не могут свидетельствовать о выражении населением города своего мнения по вопросу об упразднении муниципальных образований, такой референдум должен проводится в каждом из районов г. Владивостока, нельзя признать обоснованным. Подавая свои голоса в пользу принятия предлагаемой редакции Устава г. Владивостока, в котором не предусматривается образование иных муниципальных органов, кроме как городских, большинство населения города (53,93% от принявших участие в референдуме) выразило свое мнение по вопросу организации системы городского самоуправления. Поскольку в референдуме 19 декабря 1999 г. принимали участие жители всех районов г. Владивостока, проведения таких референдумов отдельно в каждом районе не требовалось. То обстоятельство, что на момент проведения референдума по поводу принятия Устава г. Владивостока районы города были муниципальными образованиями, а во Фрунзенском районе даже созданы органы местного самоуправления, с учетом положений п. 3 ст. 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ст. 7 Закона Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае" не являлось препятствием для принятия Думой г. Владивостока решения об упразднении внутригородских муниципальных образований. Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое заявителями решение Думы г. Владивостока от 25 декабря 2001 г. N 67 "О районах города Владивостока" принято в пределах компетенции этого представительного органа, с учетом мнения населения г. Владивостока и в соответствии с Уставом города. Вынесенные по делу судебные постановления являются законными и обоснованными. Поэтому Президиум Верховного Суда РФ решение Ленинского районного суда г. Владивостока, определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда, постановление президиума Приморского краевого суда, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ оставил без изменения, а протест заместителя Генерального прокурора РФ - без удовлетворения. _____________