1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

6. Признан недействующим со дня его принятия приказ Министерства образования Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. N 1955 'Об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования' Решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N ГКПИ 03-653 (Извлечение) Российский профессиональный союз учителей и Общероссийский объединенный профсоюз работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим в полном объеме приказа Министерства образования Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. N 1955 'Об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования' (зарегистрированного в Минюсте России 26 мая 2003 г.; далее - Приказ). В заявлении указано, что оспариваемый Приказ издан с нарушением ст. 412 ТК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 901 'О порядке разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах'. Незаконность Приказа, по мнению заявителей, состоит в том, что перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования, разработан и утвержден без участия всех действующих в отрасли общероссийских профессиональных союзов, в частности без участия заявителей, являющихся зарегистрированными в установленном порядке и действующими в организациях системы образования общероссийскими профессиональными союзами. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев 31 июля 2003 г. дело по первой инстанции, требование удовлетворила по следующим основаниям. Согласно ч. 3 ст. 412 ТК РФ перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации. Выполняя поручение законодателя, Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2002 г. N 901 утвердило Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах (далее - Правила). В них предусмотрено, что перечень работ разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, с участием всех действующих в этой отрасли (подотрасли) экономики общероссийских профессиональных союзов и объединений работодателей. Перечень работ направляется федеральным органом исполнительной власти в профсоюзы на согласование. Руководители профсоюзов или уполномоченные ими заместители обязаны в 10-дневный срок согласовать (завизировать) перечень работ или согласовать его с замечаниями (мотивированными возражениями) и направить в федеральный орган исполнительной власти. Если в указанный срок профсоюзы не направили в федеральный орган исполнительной власти согласованный (завизированный) перечень работ, то он считается согласованным. При наличии разногласий по перечню работ руководитель федерального органа исполнительной власти должен обеспечить его обсуждение с профсоюзами с целью принятия взаимоприемлемого решения. При этом могут создаваться согласительные комиссии с участием посредников. Перечень работ, согласованный с профсоюзами, утверждается федеральным органом исполнительной власти. При рассмотрении дела судом установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 412 ТК РФ и вышеприведенных положений Правил Министерство образования Российской Федерации разработало и утвердило перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования, без участия заявителей, которые являются общероссийскими профессиональными союзами, действующими в организациях системы образования. Объяснения заявителей о том, что они являются общероссийскими профессиональными союзами, действующими в организациях системы образования, подтверждаются имеющимися в деле копиями свидетельств о регистрации данных общественных объединений, выданных Министерством юстиции Российской Федерации, их уставами, а также другими письменными доказательствами. Признавался данный факт в суде и представителем Минюста России. При таких обстоятельствах оспариваемый Приказ как противоречащий нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающий права заявителей на участие в разработке перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях системы образования, подлежит признанию недействующим со дня его принятия. ____________