1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

3. Положения нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок реализации отдельными категориями граждан предоставленного федеральным законодательством права на 50-процентную скидку за пользование телефоном, признаны соответствующими федеральному законодательству Определение Президиума Верховного Суда РФ от 21 января 2004 г. N 59пв03 (Извлечение) Правительство Москвы 24 сентября 2002 г. издало постановление N 784-ПП 'Об упорядочении предоставления льгот по оплате за пользование телефоном отдельным категориям граждан, получающим пенсию в органах социальной защиты населения г. Москвы' (действует в редакции от 29 октября 2002 г.), предметом регулирования которого является предоставление льгот по оплате за пользование телефоном, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ 'О ветеранах', Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ 'О социальной защите инвалидов в Российской Федерации', а также распоряжением первого заместителя премьера правительства Москвы от 15 февраля 1993 г. N 234-РЗП 'О порядке компенсации 50% скидки за пользование телефоном отдельным категориям пенсионеров, инвалидов и семей с детьми', распоряжением первого заместителя премьера правительства Москвы от 27 апреля 1994 г. N 738-РЗП 'О порядке компенсации 50% скидки за пользование телефоном одиноким пенсионерам и семьям, состоящим из двух и более пенсионеров (кроме получателей пенсий за выслугу лет)' и распоряжением правительства Москвы от 21 декабря 2001 г. N 532-РП 'Об увеличении с 1 ноября 2001 года и 1 января 2002 года размера денежной компенсации взамен 50-процентной скидки за пользование телефоном отдельным категориям граждан'. В п. 1 постановления правительства Москвы указано, что правительством Москвы принято предложение ОАО 'Московская городская телефонная сеть' о выплате с 1 января 2003 г. денежной компенсации в размере 50 процентов утверждаемого в установленном порядке тарифа (абонентной платы) за пользование телефоном индивидуального пользования взамен 50-процентной скидки за телефон, предусмотренной действующим законодательством для отдельных категорий москвичей (приложение 1), являющихся абонентами ОАО 'Московская городская телефонная сеть'. В силу п. 3 того же постановления оплата за пользование телефоном (абонентная плата) получателями вышеназванной компенсации производится в полном размере установленного тарифа. К. обратился в суд с заявлением о признании пп. 1 и 3 постановления правительства Москвы от 24 сентября 2002 г. N 784-ПП незаконными, ссылаясь на то, что содержащиеся в них положения в части возложения обязанности на граждан-инвалидов производить оплату за пользование телефоном в полном размере и замены предоставленного законом права на 50-процентную скидку за пользование телефоном последующей компенсацией понесенных расходов противоречат Федеральному закону 'О социальной защите инвалидов в Российской Федерации' и нарушают его права как инвалида. Решением Московского городского суда от 20 февраля 2003 г. в удовлетворении заявления отказано. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 10 июня 2003 г. решение Московского городского суда от 20 февраля 2003 г. отменила и вынесла новое решение об удовлетворении заявления К.: пп. 1 и 3 постановления правительства Москвы от 24 сентября 2002 г. N 784-ПП 'Об упорядочении предоставления льгот по оплате за пользование телефоном отдельным категориям граждан, получающим пенсию в органах социальной защиты населения г. Москвы' признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вынесения решения. В связи с подачей мэром Москвы надзорной жалобы на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и сомнениями в законности данного определения дело было истребовано и после изучения передано определением судьи Верховного Суда РФ от 27 ноября 2003 г. в Президиум Верховного Суда РФ для рассмотрения по существу. Президиум Верховного Суда РФ 21 января 2004 г. определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 июня 2003 г. отменил, указав следующее. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В силу п. 'ж' ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ 'О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации' (действовал в период принятия оспариваемого правового акта и рассмотрения дела, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ) до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. Как видно из дела, приложение 1 к постановлению правительства Москвы от 24 сентября 2002 г. N 784-ПП содержит перечень категорий граждан, имеющих право на денежную компенсацию взамен 50-процентной скидки за пользование телефоном (абонентной платы), в который наряду с инвалидами и ветеранами, пользующимися правом на 50-процентную скидку в соответствии с Федеральными законами 'О ветеранах' и 'О социальной защите инвалидов в Российской Федерации', включены также граждане, которым льгота по оплате за пользование телефоном предоставлена самим субъектом Российской Федерации в связи с отсутствием положений об этом в федеральном законодательстве. К таким гражданам в приложении 1 отнесены: репрессированные по политическим мотивам и впоследствии реабилитированные; пенсионеры, награжденные медалью 'За оборону Москвы'; неработающие пенсионеры, на иждивении которых есть дети в возрасте до 18 лет; одинокие пенсионеры и семьи, состоящие из двух и более пенсионеров (достигшие определенного возраста). Вынесение Судебной коллегией определения от 10 июня 2003 г. влечет за собой отмену приложения 1 в отношении указанных категорий граждан, в связи с чем нарушаются полномочия правительства Москвы как органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области правового регулирования по предмету совместного ведения. Согласно ст. 27 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ 'Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации' в судебном порядке обжалуются правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления. При рассмотрении дела К. не представил суду доказательств, подтверждающих его довод о том, что положения пп. 1 и 3 постановления правительства Москвы нарушают его право на получение 50-процентной скидки по оплате за пользование телефоном. Как следует из материалов дела, в соответствии с установленным постановлением правительства Москвы порядком предоставления льгот и возмещения расходов ОАО 'Московская городская телефонная сеть' из доходов, полученных по полному тарифу абонентской платы, перечисляет Комитету социальной защиты населения г. Москвы (в настоящее время - Департамент социальной защиты населения г. Москвы) денежные средства целевым назначением для выплаты компенсации указанным в приложении 1 категориям граждан по утвержденному графику. Комитет социальной защиты населения Москвы производит начисление автоматизированным способом денежной компенсации пенсионерам, состоящим на учете в органах социальной защиты, и возмещает ОАО 'Московская городская телефонная сеть' понесенные расходы в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета. Такой порядок предоставления льгот дает возможность осуществлять выплату компенсации за пользование телефоном в упреждающем порядке, т. е. выплачивать компенсацию вместе с пенсией за текущий месяц, тогда как абонентская плата за телефон вносится до 10 числа следующего месяца. Это позволяет гражданам, имеющим льготы и получающим пенсию в органах социальной защиты населения Москвы, вносить платежи за пользование телефоном уже после получения компенсации. С учетом полагающейся К. компенсации размер платы за пользование телефоном составляет 50 процентов от установленного тарифа, как это и предусмотрено Федеральным законом 'О социальной защите инвалидов в Российской Федерации', т. е. нарушения прав заявителя не происходит. На основании изложенного следует признать, что определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ вынесено с существенным нарушением норм материального права. Президиум Верховного Суда РФ отменил определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 июня 2003 г.* и оставил в силе решение Московского городского суда от 20 февраля 2003 г. ____________ *Данное определение опубликовано в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации N 12 за 2003 г. ____________