1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

10. Абзац 2 п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 'О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации' (в ред. от 21 февраля 2002 г.) и п. 3.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утвержденных приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59) признаны недействующими в части, обязывающей собственников или владельцев транспортных средств снять их с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства Решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N ГКПИ 03-635 (Извлечение) Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 г. принято постановление N 938 'О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации' (далее - Постановление). Абзацем 2 п. 3 Постановления предусмотрено, что собственники или владельцы транспортных средств обязаны снять их с учета в случае изменения места регистрации собственника, утилизации (списания) транспортных средств перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства либо при прекращении права собственности на транспортные средства в ином предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке. Аналогичные положения содержатся в п. 3.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59. П. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими абз. 2 п. 3 Постановления и п. 3.1 Правил в части, обязывающей собственников или владельцев транспортных средств снять их с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства либо при прекращении права собственности на транспортные средства в ином предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке. Заявительница указала, что приведенное положение Постановления и Правил не имеет отношения к безопасности дорожного движения, при этом не дает возможности зарегистрировать и эксплуатировать автомобиль, который она приобрела в установленном законом порядке; оно противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону 'О безопасности дорожного движения'. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело 10 октября 2003 г. по первой инстанции, заявление П. удовлетворила, указав следующее. В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Согласно п. 2 ст. 1 названного Кодекса граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Гражданский кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято собственником с регистрационного учета в органах ГИБДД. В федеральном законодательстве отсутствует норма о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета. Следовательно, при отчуждении транспортных средств, которые по закону не относятся к недвижимому имуществу, действует общее правило, закрепленное в п. 1 ст. 223 ГК РФ: право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Приняв норму, обязывающую собственников или владельцев транспортных средств снять их с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства, Правительство Российской Федерации фактически ограничило гражданский оборот транспортных средств, что могло быть сделано только федеральным законом. Между тем ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни другие федеральные законы таких ограничений на оборотоспособность транспортных средств не содержат и не предоставляют права на их установление Правительству Российской Федерации. С доводами представителей заинтересованных лиц о том, что такие полномочия Правительству Российской Федерации предоставлены Федеральным законом от 11 декабря 1995 г. 'О безопасности дорожного движения' (с последующими изменениями), суд согласиться не может, поскольку данный Закон не регулирует отношения, связанные с возникновением и прекращением права собственности на транспортные средства. Как следует из содержания ч. 3 ст. 15 названного Закона, регистрация транспортных средств осуществляется для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Собственник транспортного средства, приобретенного в соответствии с законом и отвечающего установленным требованиям безопасности дорожного движения, имеющий намерение использовать транспортное средство в дорожном движении, должен обратиться в органы ГИБДД для его регистрации и получения соответствующих документов. При этом Федеральный закон 'О безопасности дорожного движения' не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в случае, если прежний собственник или владелец транспортного средства не снял его с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортное средство. Снятие (или неснятие) транспортного средства с учета перед заключением договора о прекращении на него права собственности само по себе не влияет на обеспечение безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, т. е. на деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 Закона). Кроме того, из преамбулы оспариваемого Постановления следует, что оно принято 'в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации', а не в целях обеспечения безопасности дорожного движения. В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. С учетом вышеизложенного оспариваемое положение Постановления как не соответствующее нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона 'О безопасности дорожного движения' подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. По таким же основаниям подлежит удовлетворению требование заявительницы об оспаривании п. 3.1 Правил, содержащего предписание, тождественное закрепленному в абз. 2 п. 3 Постановления. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала недействующими абз. 2 п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 'О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации' (в редакции от 21 февраля 2002 г. N 126) и п. 3.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утвержденных приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59) в части, обязывающей собственников или владельцев транспортных средств снять их с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ определением N КАС 03-563 от 2 декабря 2003 г. решение оставила в силе. _____________