1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

5. Подпункт 'г' п. 22 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288, в части слов ', справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства' признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 июля 2003 г. N ГКПИ 03-690 (Извлечение) Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288 (зарегистрированным в Минюсте России 24 июня 1999 г.) утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция). В подп. 'г' п. 22 Инструкции предусмотрено, что граждане Российской Федерации, впервые приобретающие газовые пистолеты или револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие либо приобретающие огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие в целях самообороны, для получения лицензий на их приобретение должны представить по месту жительства в орган внутренних дел медицинское заключение об отсутствии у заявителя противопоказаний для владения оружием, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства. З. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании приведенного положения Инструкции недействующим в части требования представить справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства, так как, по его мнению, оно противоречит Федеральному закону 'Об оружии', согласно которому гражданин для получения лицензии обязан представить в орган внутренних дел только один документ - медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, и нарушает его право на получение лицензии на приобретение оружия, поскольку он вынужден представлять в орган внутренних дел не предусмотренные законом документы и нести при этом дополнительные расходы. В судебном заседании 3. поддержал требование и просил о его удовлетворении, пояснив, что форма медицинского заключения об отсутствии у граждан противопоказаний к владению оружием утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 сентября 2000 г. N 344 'О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия', в данном Приказе и утвержденной им форме медицинского заключения предусмотрено участие в освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия специалистов - психиатра и нарколога, которые отражают свое решение в медицинском заключении, утверждаемом клинико-экспертной комиссией медицинского учреждения. Судебная коллегия Верховного Суда РФ, рассмотрев дело 24 июля 2003 г. по первой инстанции, заявление З. удовлетворила по следующим основаниям. Согласно чч. 1-3 ст. 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ 'Об оружии' приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Заявление о выдаче лицензии рассматривается этими органами в течение месяца со дня его подачи. В нем указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные данным Федеральным законом документы. В силу ч. 12 ст. 13 названного Закона для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации, а также другие документы в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 9 Закона. То есть законодатель ограничил перечень документов, которые граждане обязаны представить в органы внутренних дел для получения лицензии на приобретение оружия, предусмотрев их в ст.ст. 9 и 13 данного Закона, и отнес к числу таких документов медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией. Обязанности по представлению каких-либо иных медицинских документов, в том числе справок из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства, указанный Закон на граждан не возлагает. Следовательно, у органов внутренних дел Российской Федерации отсутствует право требовать эти справки у граждан, обращающихся за выдачей лицензии на право приобретения оружия. Данный вывод суда подтверждается и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 сентября 2000 г. N 344 'О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия', который, как следует из его преамбулы, принят в соответствии с Федеральным законом 'Об оружии' и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 'О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации'. Названным Приказом установлен порядок освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия и утверждена учетная форма N 046-1 'Медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина для выдачи лицензии на право приобретения оружия'. Медицинское освидетельствование осуществляется в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь гражданину на постоянной основе (по месту жительства либо работы или по договору обязательного медицинского страхования). В освидетельствовании принимают участие врач-терапевт участковый с привлечением имеющейся медицинской документации, а также специалисты - психиатр, нарколог, окулист. В случае отсутствия специалистов в данном медицинском учреждении привлечение их осуществляется на договорной основе. Заключение специалистов утверждается клинико-экспертной комиссией медицинского учреждения и скрепляется печатью. Из примечания к данному Приказу следует, что наличие противопоказаний для получения лицензии на приобретение оружия врачами определяется исходя из перечня заболеваний, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 'О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации', которое предусматривает, что лицензии на приобретение оружия не выдаются гражданам Российской Федерации при наличии у них хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. С доводом МВД России о том, что действующее законодательство не наделяет Минздрав России полномочиями по определению количества предоставляемых для получения лицензии медицинских справок, а также утверждению формы медицинского заключения, суд согласиться не может, так как в силу п. 6 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 284) Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет выдачу в установленных законодательством Российской Федерации случаях соответствующих заключений при лицензировании отдельных видов деятельности. Довод представителей заинтересованных лиц о том, что право органов внутренних дел требовать от граждан соответствующие справки напрямую вытекает из положений ст. 28 Федерального закона 'Об оружии', нельзя признать обоснованным. Действительно, согласно ч. 3 данной статьи должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций. Однако, выполняя соответствующие контрольные функции, органы внутренних дел (так же, как и граждане) обязаны соблюдать требования Федерального закона 'Об оружии' и при выдаче лицензии на приобретение оружия не вправе возлагать на граждан обязанность по представлению документов, не предусмотренных ст.ст. 9 и 13 Закона. Кроме того, оспариваемое предписание Инструкции не содержит указания о форме справок из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства и информации, которая должна в них отражаться. Такая неопределенность также может нарушать права граждан, поскольку даже представители заинтересованных лиц давали по этим обстоятельствам в судебном заседании противоречивые объяснения. Судебная коллегия Верховного Суда РФ заявление 3. удовлетворила: признала недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подп. 'г' п. 22 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288, в части слов ', справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства'. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 23 сентября 2003 г. решение оставила без изменения. _____________
автоэлектрик в астане - свежая информация у нас