1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

10. Абзац 2 п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1999 г. N 393 'О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами' в части, препятствующей выписывать рецепты категориям граждан, имеющих право при амбулаторном лечении на бесплатное обеспечение лекарственными средствами или на 50-процентную скидку в их оплате, лечащему врачу амбулаторно-поликлинического учреждения частной системы здравоохранения по месту постоянного проживания этих граждан или по месту их прикрепления для медицинского обслуживания, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 января 2004 г. N КАС 03-638 (Извлечение) Абзацем 2 п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1999 г. N 393 'О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами' предусмотрено, что 'льготным категориям граждан, имеющих право при амбулаторном лечении на бесплатное обеспечение лекарственными средствами или на 50-процентную скидку в их оплате, рецепты выписываются на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, единолично лечащим врачом государственного или муниципального амбулаторно-поликлинического учреждения по месту постоянного проживания этих граждан или по месту их прикрепления для медицинского обслуживания'. Д. и П. обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании приведенного положения нормативного правового акта недействующим в части, не допускающей возможности выписки льготных рецептов названным гражданам лечащим врачом частного учреждения здравоохранения и ограничивающей выписку таких рецептов местом постоянного проживания граждан или местом их прикрепления для медицинского обслуживания, ссылаясь на то, что оспариваемое положение в указанной части противоречит Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и лишает их (заявителей) права на льготное обеспечение лекарственными средствами в случае обращения за медицинской помощью к избранному ими врачу негосударственного лечебного учреждения. Решением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2003 г. оспариваемое нормативное положение признано недействующим в части, препятствующей лечащему врачу частной системы здравоохранения выписывать льготным категориям граждан при амбулаторном лечении рецепты на бесплатное обеспечение лекарственными средствами или на 50-процентную скидку в их оплате; в остальной части заявление оставлено без изменения. В кассационных жалобах Д. и П. просили решение суда отменить в части отказа в удовлетворении их требований, а Правительство Российской Федерации - в части, в которой требования удовлетворены. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 15 января 2004 г. в удовлетворении жалоб отказала по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 44 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I (с последующими изменениями и дополнениями) право на выписку рецептов для лекарственного обеспечения граждан на льготных условиях имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Таким образом, указанная норма Закона прямо предусматривает возможность выписки льготных рецептов лечащими врачами частной системы здравоохранения. Содержащееся же в абз. 2 п. 2 постановления Правительства положение исключает такую возможность, предоставляя право выписки льготных рецептов лишь лечащим врачам государственного или муниципального амбулаторно-поликлинического учреждения. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт в названной части противоречит федеральному закону (имеющему большую юридическую силу), суд первой инстанции правильно признал его в этой части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Довод кассационной жалобы Правительства Российской Федерации о том, что оспариваемая норма не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителей, в связи с чем в принятии их заявления следовало отказать, несостоятелен. Право врача на выписку льготных рецептов неразрывно связано с правом определенных категорий граждан на получение таких рецептов от соответствующего врача. Учитывая при этом закрепленное в п. 2 ч. 1 ст. 30 вышеупомянутых Основ право пациента на выбор врача, в том числе лечащего, и лечебно-профилактического учреждения, следует признать, что лишение лечащего врача частного лечебного учреждения права на выписку льготных рецептов одновременно означает лишение права упомянутых категорий граждан на получение таких рецептов от избранного ими лечащего врача частной системы здравоохранения. Поскольку заявители являются участниками отношений, регулируемых оспариваемой нормой, непосредственно затрагивающей их права и законные интересы, то суд обоснованно принял к производству и рассмотрел по существу их заявление. Утверждение о том, что Правительство Российской Федерации было правомочно принять названную норму, не основано на законе. В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона 'О Правительстве Российской Федерации' Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации. В силу этого акты Правительства не могут противоречить федеральным законам, ограничивать закрепленные в них права и свободы граждан. Оспариваемая норма ограничивает основанное на федеральном законе право граждан на получение льготных рецептов от лечащих врачей частных амбулаторно-лечебных учреждений, в связи с чем обоснованно признана судом недействующей в этой части. Довод кассационной жалобы о том, что ч. 2 ст. 44 Основ предоставляет право на выписку льготных рецептов только лечащим врачам, оказывающим медицинскую помощь в условиях лечебно-профилактического учреждения, а не частнопрактикующим врачам, не влияет на законность принятого судом решения. Как видно из содержания решения, суд признал оспариваемую норму недействующей в части, препятствующей выписывать льготные рецепты именно лечащему врачу частной системы здравоохранения, а не каждому частнопрактикующему врачу. В силу ч. 1 ст. 58 Основ лечащий врач - это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении. В соответствии со ст. 14 Основ к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. Исходя из этих норм и ч. 2 ст. 44 Основ правом на выписку льготных рецептов обладают не только лечащие врачи государственного или муниципального амбулаторно-поликлинического учреждения, но и лечащие врачи, оказывающие медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом учреждении, входящем в частную систему здравоохранения. Вместе с тем суд в своем решении не конкретизировал понятие 'лечащий врач частной системы здравоохранения', при изложении резолютивной части отступил от текста оспариваемой нормы, что затрудняет понимание и исполнение решения, поэтому резолютивная часть подлежит уточнению. Суд правомерно отказал в удовлетворении требований заявителей о признании недействующим абз. 2 п. 2 оспариваемого постановления Правительства Российской Федерации в части ограничения для выписки рецептов - по месту постоянного проживания или по месту прикрепления для медицинского обслуживания. Выводы суда в этой части основаны на положениях п. 3 ст. 6 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ 'О лекарственных средствах', согласно которому Правительство Российской Федерации определяет порядок социальной защиты граждан Российской Федерации, льготного или бесплатного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации лекарственными средствами. Место выписки рецептов для лекарственного обеспечения граждан на льготных условиях, как правильно указано в решении суда, является составной частью порядка льготного или бесплатного обеспечения граждан лекарственными средствами, устанавливаемого Правительством Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией. Положение о выписке льготных рецептов по месту постоянного проживания граждан или по месту их прикрепления для медицинского обслуживания не противоречит федеральному законодательству, поскольку в нем отсутствуют нормы, определяющие место выписки льготных рецептов. Нельзя согласиться с доводом заявителей о противоречии оспариваемого предписания постановления норме ч. 2 ст. 17 Основ, так как в ней закреплена обязанность государства обеспечивать гражданам независимо от места жительства охрану здоровья, т. е. осуществление совокупности перечисленных в ст. 1 Основ мер, но не выписку льготных рецептов. Не подтверждает приведенный довод заявителей и содержание ст.ст. 17, 30 и ч. 2 ст. 44 Основ, правовой анализ которых в их совокупности не свидетельствует о праве граждан на получение льготных рецептов независимо от места жительства или места прикрепления для медицинского обслуживания. Напротив, в силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Основ выбор лечебно-профилактического учреждения производится в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования, т. е. подразумеваются учреждения, к которым граждане прикреплены для медицинского обслуживания в рамках медицинского страхования. Следовательно, данная статья Основ не опровергает, а подтверждает, в том числе при ее оценке во взаимосвязи с другими статьями Основ, законность оспариваемой нормы. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2003 г. оставила без изменения, а кассационные жалобы Правительства Российской Федерации, Д. и П. - без удовлетворения; резолютивную часть решения суда изложила в следующей редакции: 'Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1999 г. N 393 'О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами' в части, препятствующей выписывать рецепты льготным категориям граждан, имеющих право при амбулаторном лечении на бесплатное обеспечение лекарственными средствами или на 50-процентную скидку в их оплате, лечащему врачу амбулаторно-поликлинического учреждения частной системы здравоохранения по месту постоянного проживания этих граждан или по месту их прикрепления для медицинского обслуживания. В остальной части заявление Д. и П. оставить без удовлетворения'. ___________