1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

3. По вопросу установления платы, взимаемой медицинскими вытрезвителями с лиц, содержавшихся там до вытрезвления, субъект Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 ноября 2003 г. N 48-Г03-11 (Извлечение) М. обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия Закона Челябинской области от 27 марта 2003 г. N 150-ЗО 'Об установлении платы за содержание в медицинских вытрезвителях при отделах внутренних дел городов и районов Челябинской области', ссылаясь на то, что он противоречит действующему законодательству, устанавливает основания для принудительного бесспорного взимания платы за содержание в медицинских вытрезвителях. Решением Челябинского областного суда от 18 августа 2003 г. в удовлетворении заявления отказано. В кассационной жалобе М. просил об отмене решения, считая его неправильным. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 3 ноября 2003 г. в удовлетворении жалобы отказала по следующим основаниям. Согласно п. 11 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I 'О милиции' сотрудники милиции имеют право доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества. Таким образом, законодатель, установив возможность принудительного доставления находящихся в состоянии опьянения лиц в медицинские вытрезвители, в полном соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрел ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В силу ст.ст. 7 и 9 Закона Российской Федерации 'О милиции' и Структуры милиции общественной безопасности (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. N 926, с последующими изменениями) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел входят в структуру милиции общественной безопасности и содержатся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Деятельность медицинских вытрезвителей регулируется приказом МВД СССР от 30 мая 1985 г. N 106 'Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставленным в медицинский вытрезвитель'. Денежные средства за предоставленные в медицинских вытрезвителях услуги поступают в бюджет области. В связи с тем что пп. 'б', 'к' ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и административное право отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а нормативный правовой акт, регулирующий размер оплаты за содержание в медицинских вытрезвителях при отделах внутренних дел, не принят на уровне Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что субъект Российской Федерации вправе осуществить по этому вопросу собственное правовое регулирование. При разрешении дела судом также учтено, что в соответствии с п. 55 Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел размер платы, взимаемой медицинскими вытрезвителями с лиц, помещавшихся на вытрезвление, устанавливается крайоблисполкомами. Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что взимание платы за содержание в медицинском вытрезвителе предусмотрено п. 28 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1985 г. 'О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения', который не утратил силу и подлежит применению. Взимание с граждан платы за содержание в медицинских вытрезвителях не противоречит Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В силу ст. 20 Основ медицинская помощь, оказываемая гражданам в медицинских вытрезвителях, может быть предоставлена за счет средств добровольного медицинского страхования, средств предприятий, учреждений и организаций, личных средств граждан и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Несостоятельна ссылка в кассационной жалобе на то, что оспариваемый Закон Челябинской области ведет к принудительному взиманию платы за содержание в медицинских вытрезвителях, что нарушает неприкосновенность имущества граждан, поскольку в нем нет правовых норм, устанавливающих принудительное взимание с граждан платы за содержание в медицинском вытрезвителе, и он не регулирует порядок взимания этих платежей. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Челябинского областного суда оставила без изменения, кассационную жалобу М. - без удовлетворения. ____________