1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

6. Положение нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающее включение министерства внутренних дел субъекта Российской Федерации в структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, признано незаконным Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2003 г. N 20-Г03-31 (Извлечение) Прокурор Республики Дагестан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Указа Государственного Совета Республики Дагестан от 7 августа 2002 г. 'О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан' в части включения в число органов исполнительной власти Республики Дагестан Министерства внутренних дел Республики Дагестан. Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 5 августа 2003 г. в удовлетворении заявления отказано. В кассационном представлении прокурор, участвовавший в рассмотрении дела в суде первой инстанции, поставил вопрос об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении заявления. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 17 ноября 2003 г. решение отменила по следующим основаниям. Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что органы внутренних дел в субъектах Российской Федерации имеют двойственную правовую природу, милиция общественной безопасности, входящая в структуру МВД Республики Дагестан, подчиняется Государственному Совету и Правительству Республики Дагестан. Между тем, вынося такое решение, суд неправильно применил нормы материального права. Согласно п. 7 ст. 91 Конституции Республики Дагестан Государственный Совет Республики Дагестан утверждает систему и структуру республиканских органов исполнительной власти. Милиция в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I 'О милиции' входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указами Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 'О структуре федеральных органов исполнительной власти' и от 18 июля 1996 г. N 1039 'Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации' установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят, в частности, и министерства внутренних дел республик. Таким образом, милиция составляет единую систему органов внутренних дел Российской Федерации, в которую входят и территориальные органы внутренних дел. Выводы суда о том, что в состав милиции входит и милиция общественной безопасности, которая в соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации 'О милиции' подчиняется соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не могут служить основанием для включения всего министерства внутренних дел субъекта Российской Федерации в структуру органов исполнительной власти субъекта. Как предусмотрено названным Законом, только подразделения милиции общественной безопасности могут подчиняться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В судебном заседании представитель Государственного Совета Республики Дагестан в подтверждение доводов о возможности включения МВД Республики Дагестан в структуру органов исполнительной власти Республики Дагестан представил копию приказа МВД России от 15 сентября 2003 г. N 5158 'Об утверждении Типового положения о Министерстве внутренних дел, Главном управлении, Управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации'. Однако и в этом документе содержится указание на то, что МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации входят в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются Министерству внутренних дел Российской Федерации, финансирование их осуществляется из средств федерального бюджета и лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - из средств бюджета субъекта Российской Федерации. С учетом изложенного и в соответствии со ст. 362 ГПК РФ решение Верховного Суда Республики Дагестан не может быть признано законным и подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, Судебная коллегия приняла новое решение об удовлетворении заявления прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу Указа Государственного Совета Республики Дагестан от 7 августа 2002 г. 'О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан' в части включения в число органов исполнительной власти Республики Дагестан Министерства внутренних дел Республики Дагестан. ____________