1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

10. Пункт 6 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 1993 г. 'О порядке продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобиля 'Запорожец' или мотоколяски и их реализации', положения которого определяют условия распределения выручки от продажи инвалидам автомобилей, приобретенных ими на льготных условиях, признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. N ГКПИ04-729 (Извлечение) К. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просил о признании противоречащим федеральному законодательству п. 6 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 1-707-18 и Министерства финансов Российской Федерации N 28 от 23 марта 1993 г. 'О порядке продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобиля 'Запорожец' или мотоколяски и их реализации'. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Инструкции о порядке продажи легковых автомобилей, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. N 156, Гражданскому кодексу Российской Федерации и ограничивают его права собственника - инвалида, купившего машину по льготной цене, распоряжаться данным имуществом по своему усмотрению. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело 15 июня 2004 г. по первой инстанции, заявление удовлетворила по следующим основаниям. Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации 23 марта 1993 г. в связи с поступающими запросами о порядке продажи инвалидам автомобилей с ручным и обычным управлением с зачетом стоимости полагающегося бесплатно автомобиля 'Запорожец' или мотоколяски издали письмо 'О порядке продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобиля 'Запорожец' или мотоколяски и их реализации' (зарегистрировано в Минюсте России 26 мая 1993 г. N 259 и опубликовано в установленном порядке). Пунктом 6 Письма предусмотрено, что реализуемые торгующими организациями автомобили оцениваются с учетом износа исходя из свободных (рыночных) цен. Выручка от продажи автомобилей за вычетом установленного органами Управления торговли комиссионного сбора подлежит перечислению органам социальной защиты населения и выплате инвалиду. Сумма, подлежащая перечислению органам социальной защиты населения, определяется исходя из действующей на момент реализации свободной (рыночной) цены на автомобиль 'Запорожец' соответствующей модификации, полагающейся инвалиду по заключению ВТЭК, за вычетом процента износа и комиссионного сбора на этот автомобиль. Определенная таким путем сумма подлежит перечислению торгующими организациями на бюджетные (текущие) счета территориальных органов социальной защиты населения на восстановление кассовых расходов по разделу 207, параграф 13, 'Возмещение расходов инвалидам' Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации. Оставшаяся сумма выплачивается инвалиду. Далее приведен пример распределения сумм, вырученных от продажи автомобиля, между органом социальной защиты населения и инвалидом. В аналогичном порядке реализуются легковые автомобили с ручным управлением, приобретенные инвалидами с зачетом стоимости мотоколяски. Поскольку производство автомобилей марки 'Запорожец' прекращено, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 244 'Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно' установлено использовать для обеспечения инвалидов автомобили марки 'Ока' и 'Таврия'. Представитель Министерства труда и социального развития Российской Федерации пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта определяют условия распоряжения имуществом, находящимся в общей долевой собственности, поскольку автомобиль приобретается на средства федерального бюджета и средства инвалида. При реализации данного имущества пользователь должен вернуть органу социальной защиты населения часть вырученной суммы, пропорциональную затратам, понесенным этим органом при покупке автомобиля. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ 'О социальной защите инвалидов в Российской Федерации', определяя государственную политику в области социальной защиты инвалидов, в ст. 30 предусматривает обеспечение инвалидов, имеющих соответствующие медицинские показания, транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской 1 Федерации в соответствии со ст. 11 Закона бесплатно или на льготных условиях. При этом технические и иные средства реабилитации, предоставленные инвалидам за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются им бесплатно в безвозмездное пользование. Льготное обеспечение инвалидов транспортными средствами предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 356 'О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах' (в ред. от 26 июня 1995 г.). В соответствии с п. 2 данного постановления предоставлено право всем инвалидам при наличии у них установленных медицинских показаний на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих допуску к управлению ими, не имеющим права на получение автомобиля 'Запорожец' бесплатно, приобретения автомобилей с ручным и обычным управлением с зачетом стоимости мотоколяски. В силу п. 3 постановления при приобретении инвалидами, имеющими право на получение автомобиля 'Запорожец' бесплатно, автомобилей других марок органы социальной защиты населения перечисляют торгующим организациям суммы в размере действующих на момент продажи свободных (рыночных) цен на автомобиль 'Запорожец' с ручным управлением соответствующей модификации. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. 'Об изменении и признании утративши ми силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами' изложена в новой редакции согласно приложению N 2 Инструкция о порядке продажи инвалидам из числа рабочих, служащих и колхозников, а также инвалидам с детства легковых автомобилей по розничным ценам, утвержденная постановлением Совета Министров РСФСР от 2 сентября 1983 г. N 421 (новое название - Инструкция о порядке продажи инвалидам легковых автомобилей). Она определяет порядок продажи инвалидам легковых автомобилей с ручным и обычным управлением с зачетом стоимости мотоколяски или автомобиля 'Запорожец'. Так, при приобретении инвалидами, имеющими право на бесплатное получение автомобиля 'Запорожец', автомобилей других марок органы социальной защиты населения перечисляют торгующим организациям суммы в размере действующих на момент продажи свободных (рыночных) цен на автомобиль 'Запорожец' с ручным управлением соответствующей модификации (п. 7 Инструкции). Что касается распоряжения данным имуществом, то согласно п. 8 Инструкции продажа инвалидами автомобилей, приобретенных ими с зачетом стоимости полагающегося бесплатно автомобиля 'Запорожец' с ручным управлением или мотоколяски, производится с разрешения органов социальной защиты населения по заявлениям инвалидов независимо от срока эксплуатации автомобиля. Новое транспортное средство может быть продано инвалиду не ранее семи лет с момента приобретения продаваемого автомобиля. По объяснениям представителя Министерства труда и социального развития Российской Федерации автомобиль, приобретаемый инвалидом с зачетом стоимости автомобиля 'Запорожец' или мотоколяски, принадлежит ему на праве общей долевой собственности, так как приобретается на средства федерального бюджета или средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства инвалида, и, следовательно, инвалид должен вернуть органу социальной защиты населения часть вырученной суммы. Однако вышеназванный нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации не уполномочивает федеральные органы исполнительной власти определять условия по распоряжению имуществом, находящимся в долевой собственности, в соответствии с которыми при реализации инвалидом автомобиля, предоставленного государством на льготных условиях гражданину в связи с его инвалидностью, он должен вернуть органу социальной защиты населения часть вырученной суммы, понесенной этим органом при покупке данного автомобиля. В силу ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Положения п. 6 Письма определяют условия распределения выручки от продажи инвалидами автомобилей, приобретенных ими на льготных условиях. При этом сумма, подлежащая перечислению органам социальной защиты населения, определяется исходя из действующей на момент реализации свободной (рыночной) цены на автомобиль 'Запорожец' соответствующей модификации, полагающейся инвалиду по заключению ВТЭК, за вычетом процента износа и комиссионного сбора на этот автомобиль. По объяснениям представителя заинтересованного лица, применение положений п. 6 Письма в отдельных случаях приводит к тому, что органы социальной защиты населения предъявляют инвалидам требования о выплате дополнительных сумм, поскольку в примере неудачно изложен принцип возврата органу социальной защиты населения части вырученной суммы, пропорционально затратам, понесенным этим органом при покупке автомобиля. В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ заявление К. удовлетворила: признала недействующим п. 6 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 1-707-18 и Министерства финансов Российской Федерации N 28 от 23 марта 1993 г. 'О порядке продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобиля 'Запорожец' или мотоколяски и их реализации' со дня вступления в законную силу решения суда. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 16 сентября 2004 г. решение оставила без изменения. ______________