1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

11. Пункты 1-14, 16 Порядка работы Министерства труда и социального развития Российской Федерации и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по организации исполнения актов судебных органов о взыскании за счет средств федерального бюджета денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и ядерного выброса в Челябинской области (утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 января 2003 г. N 6, в редакции от 3 марта 2004 г.), признаны частично недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2004 г. N ГКПИ04-436 (Извлечение) И. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании частично недействующими пп. 1-14, 16 Порядка работы Министерства труда и социального развития Российской Федерации и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по организации исполнения актов судебных органов о взыскании за счет средств федерального бюджета денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и ядерного выброса в Челябинской области (утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 января 2003 г. N 6, в редакции от 3 марта 2004 г., далее - Порядок). В заявлении указано, что оспариваемый Порядок противоречит Федеральному закону 'Об исполнительном производстве', Правилам взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143) и Гражданскому кодексу Российской Федерации. Противоречие закону выражается в том, что в тексте оспариваемого Порядка термин 'акт судебного органа' заменен, начиная с п. 1, термином 'исполнительный лист', хотя это не тождественные термины, поскольку исполнительные листы выдаются судами на основании принимаемых ими судебных актов. Наряду с этим предписания пп. 8 и 9 Порядка ставят реализацию права гражданина на возмещение вреда здоровью в зависимость от наличия у органов социальной защиты лимитов финансовых средств, что противоречит общеобязательности судебных постановлений и не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 19 июня 2002 г. N 11-П. Пункт 16 Порядка препятствует заявителю предъявлять исполнительный лист в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника. В связи с упразднением Министерства труда и социального развития Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которому в соответствии с п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 передана функция по принятию нормативных правовых актов упраздненного Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело 11 августа 2004 г. по первой инстанции, заявление удовлетворила по следующим основаниям. В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I 'О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС' финансирование расходов, связанных с реализацией данного Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Пунктом 1 оспариваемого Порядка предусмотрено, что данный Порядок определяет организацию работы Министерства труда и социального развития Российской Федерации и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по исполнению органами социальной защиты населения актов судебных органов о взыскании в пользу граждан за счет средств федерального бюджета денежных сумм (ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячных денежных сумм, предусмотренных соответственно п. 25 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I 'О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС' и ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ 'О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации 'О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС') в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы и ядерного выброса в Челябинской области (далее - исполнительные листы). При этом понятие 'исполнительные листы' использовано в качестве синонима понятия 'акты судебных органов'. Между тем эти понятия не тождественны, поскольку, как следует из положений ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ 'Об исполнительном производстве', исполнительные листы являются не актами судебных органов, а исполнительными документами, выдаваемыми судами на основании принимаемых ими судебных актов, а также решений иных указанных в законе органов. Произведенная в п. 1 Порядка подмена правовых понятий не позволяет признать законными и другие пункты Порядка в оспариваемой заявителем части, в которых акты судебных органов отождествляются с исполнительными листами. По смыслу оспариваемых предписаний Порядка граждане, в пользу которых взысканы денежные суммы в возмещение вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы и ядерного выброса в Челябинской области, должны предъявлять подлинники исполнительных листов для исполнения органам социальной защиты населения (органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а также органам социальной защиты населения районов, городов и иных муниципальных образований). Однако такие предписания не согласуются с Правилами исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143, в редакции от 26 июля 2004 г., далее - Правила). В силу п. 2 названных Правил исполнительный лист судебного органа по денежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов, указанных в п. 1 данных Правил. Орган федерального казначейства ведет учет исполнительных листов и документов, предусмотренных в п. 3 Правил, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (п. 4 Правил). Не соответствуют Правилам, а также ч. 2 ст. 134 Федерального закона 'О федеральном бюджете на 2004 год' и оспариваемые заявителем предписания пп. 8 и 9 Порядка ('в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели' и 'в соответствии с доведенным Минфином России лимитом финансирования на очередной месяц'). Недостаток финансовых средств у органов социальной защиты населения не может служить основанием для неисполнения вступивших в законную силу судебных постановлений. Поскольку исполнительные листы по Правилам должны предъявляться в органы федерального казначейства, которые и ведут их учет, подлежит удовлетворению и требование заявителя о признании недействующим п. 16 Порядка об учете и регистрации подлинников исполнительных листов органами социальной защиты населения. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ заявление И. удовлетворила: признала недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Порядка работы Министерства труда и социального развития Российской Федерации и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по организации исполнения актов судебных органов о взыскании за счет средств федерального бюджета денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и ядерного выброса в Челябинской области, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 января 2003 г. N 6, в редакции от 3 марта 2004 г. N 26: п. 1 в части слов '(далее - исполнительные листы)'; пп. 2-7, 10-12 в части слов 'исполнительных листов'; п. 8 в части слов 'в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели' и 'исполнительных листов'; п. 9 в части слов 'в соответствии с доведенным Минфином России лимитом финансирования на очередной месяц' и 'исполнительных листов'; п. 13 в части слов 'исполнительные листы'; п. 14 в части слов 'исполнительными листами'; п. 16 полностью. Решение вступило в законную силу. ______________