1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

4. В качестве экспертной организации, осуществляющей экспертизу экономической обоснованности тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования, может быть привлечено любое юридическое лицо, имеющее аккредитацию в данной области, которое не является учредителем (участником) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и учредителем (участником) которого не является такая организация Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г. N 72-Г04-3 (Извлечение) Постановлением администрации Читинской области от 4 июня 2003 г. N 179-А/П утверждено Положение о Региональной энергетической комиссии - Едином тарифном органе Читинской области (действует с изменениями от 26 ноября 2003 г., далее - Положение), которое опубликовано в установленном законом порядке. Прокурор Читинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пп. 11.13 и 11.17 названного Положения, поскольку ими необоснованно закреплены за Региональной энергетической комиссией (РЭК) следующие полномочия: устанавливать цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги, водоснабжение и канализацию (кроме муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства органов местного самоуправления) - п. 11.13; проводить экспертизу экономической обоснованности тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований на безвозмездной основе - п. 11.17. Решением Читинского областного суда от 5 апреля 2004 г. заявление прокурора удовлетворено. Администрация Читинской области в кассационной жалобе просила решение отменить и в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, неправильно применен материальный закон. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 7 июля 2004 г. решение отменила в части признания недействующим п. 11.17 Положения и приняла новое решение об отказе в удовлетворении заявления в данной части, в остальном решение оставила без изменения, указав следующее. Согласно п. 11.13 Положения комиссия устанавливает цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги, водоснабжение и канализацию (кроме муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства органов местного самоуправления). Удовлетворяя заявление о признании этого пункта Положения недействующим, противоречащим федеральному законодательству, суд пришел к правильному выводу о том, что РЭК как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать цены на поименованные виды коммунальных услуг, оказываемых предприятиями и организациями, не относящимися к системе коммунального хозяйства органов местного самоуправления. В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, и только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Вопросы обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав граждан определены Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-I 'Об основах федеральной жилищной политики' (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с ч. 3 ст. 15 этого Закона (в ред. от 6 мая 2003 г.) оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Указанным Законом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральными стандартами (ч. 5 ст. 15 Закона), а органы местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, - устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт, наем жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг (ч. 7 ст. 15 Закона). В п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 887 'О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения' (с последующими изменениями) предусмотрено, что нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) утверждаются органами местного самоуправления. Суд правильно признал несостоятельными ссылки представителя администрации Читинской области на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 такие услуги, как оплата населением жилья и коммунальных услуг, услуги водоснабжения и канализации включены в Перечень услуг, по которым осуществляют государственное регулирование органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации 'Об основах федеральной жилищной политики' государственное регулирование заключается в том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливать региональные стандарты тарифов на данные виды услуг. Установление цен и тарифов не охватывается понятием государственного регулирования в силу этой нормы Закона. Цены (тарифы) на коммунальные услуги предприятий и жилых помещений государственных и муниципальных форм собственности устанавливаются органами местного самоуправления в пределах региональных стандартов, предусмотренных органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Не возложены эти обязанности по установлению цен и тарифов на коммунальные услуги на органы государственной власти субъекта и Типовым положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2004 г. N 136). Исходя из этого суд обоснованно удовлетворил требования о признании п. 11.13 Положения противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия. Удовлетворяя требования о признании п. 11.17 Положения недействующим, суд сослался на то, что указанная норма противоречит федеральному законодательству, так как РЭК, являясь регулирующим органом, не вправе проводить независимую экспертизу. Вывод суда о противоречии п. 11.17 Положения федеральному закону ошибочен. Согласно ч. 8 ст. 15 Закона Российской Федерации 'Об основах федеральной жилищной политики' пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга. В соответствии с п. 17 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89) установление цен и тарифов осуществляется с учетом заключения независимой экспертизы. В п. 2 указанных Основ дается понятие 'экспертная организация' - осуществляющее экспертизу юридическое лицо, которое не является учредителем (участником) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и учредителем (участником) которого не является такая организация. Реестр аккредитованных экспертных организаций ведется Госстроем России в соответствии с Порядком аккредитации при Госстрое России экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Госстроя России от 15 апреля 1999 г. N 24. Анализируя приведенные нормы, можно сделать вывод о том, что в качестве экспертной организации может быть использовано любое юридическое лицо, внесенное в Реестр Госстроя России в качестве аккредитованной экспертной организации, которое не является учредителем (участником) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и учредителем (участником) которого не является такая организация. Так, в Реестр независимых экспертных организаций, аккредитованных Госстроем России, внесены Региональные энергетические комиссии Республики Карелия, Томской области, Липецкой области, Белгородской области. Следовательно, в случае, если орган местного самоуправления, определяя порядок проведения независимой экспертизы, предусмотрит возможность привлечения РЭК в качестве независимой экспертной организации, в силу п. 11.17 оспариваемого Положения РЭК вправе это делать при наличии соответствующей аккредитации в качестве экспертной организации. Нельзя согласиться с доводом суда о том, что содержание п. 11.17 носит императивный характер для предприятий, находящихся в муниципальной собственности, так как из буквального содержания нормы этого не следует. В оспариваемом акте отсутствует обязанность хозяйствующих субъектов или органов, осуществляющих регулирование тарифов, обращаться за независимой экспертизой именно к РЭК Читинской области. Кроме того, РЭК Читинской области на основании п. 11.17 Положения как экспертная организация вправе выполнять независимые экспертизы и для заказчиков других субъектов Российской Федерации. При этом, учитывая, что п. 11.13 Положения признан недействующим с момента принятия, цены и тарифы на данные услуги устанавливаются органами местного самоуправления, принцип независимости, предусмотренный Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-I 'Об основах федеральной жилищной политики', нарушен не будет. Оснований для признания п. 11.17 Положения недействующим не имеется. ______________