1. Пункт 24 Примерных правил учета граждан,
             нуждающихся в улучшении жилищных условий,
             и предоставления жилых помещений в РСФСР
                (утвержденных постановлением Совета
             Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335)
          и п. 19 Положения о льготах для военнослужащих,
             военнообязанных, лиц, уволенных с военной
           службы в отставку, и их семей (утвержденного
               постановлением Совета Министров СССР
               от 17 февраля 1981 г. N 193) признаны
                  не противоречащими действующему
                         законодательству

            Решение Военной коллегии Верховного Суда РФ
                  от 20 мая 2004 г. N ВКПИ04-42,
                    вступившее в законную силу

                           (Извлечение)


     М. -  участник  боевых  действий  в  Афганистане  обратился  в
Верховный  Суд  РФ  с  заявлением,  в  котором  просил  признать не
соответствующими  федеральному  законодательству  п.  24  Примерных
правил учета граждан,  нуждающихся в улучшении жилищных условий,  и
предоставления жилых помещений в РСФСР (утвержденных постановлением
Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г.  N 335; далее - Примерные
правила)  и  п.  19  Положения  о   льготах   для   военнослужащих,
военнообязанных,  лиц,  уволенных с военной службы в отставку, и их
семей  (утвержденного  постановлением  Совета   Министров  СССР  от
17 февраля  1981 г.  N 193,  далее - Положение),  предусматривающих
первоочередное, но не менее чем в трехмесячный срок со дня прибытия
к  месту  жительства  обеспечение военнослужащих жилой площадью.  В
обоснование  требований  он  указал,  что  оспариваемые  им   нормы
препятствуют  реализации его права как участника боевых действий на
первоочередное получение жилого помещения в г.  Сызрани,  где он  в
установленном порядке был поставлен на учет нуждающихся в улучшении
жилищных условий после увольнения  в  1994  году  с  действительной
военной службы в запас с выслугой свыше десяти лет.
     Военная коллегия  Верховного  Суда  РФ  20  мая  2004   г.   в
удовлетворении    требований   М.   отказала,   указав   следующее.
Оспариваемые  заявителем  пункты  Примерных  правил   и   Положения
предусматривают    обеспечение    жилой   площадью   военнослужащих
сверхсрочной  службы,  прапорщиков,  мичманов  и  лиц   офицерского
состава   Вооруженных  Сил,  уволенных  в  запас  или  отставку  по
состоянию здоровья,  возрасту или по  сокращению  штата,  в  первую
очередь.   При   этом  обеспечение  жилой  площадью  военнослужащих
сверхсрочной службы,  прапорщиков и мичманов  в  указанном  порядке
производится  при  условии,  если  они находились на действительной
военной службе не менее 20 календарных лет.
     В п.  8  Правил учета военнослужащих,  подлежащих увольнению с
военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в
отставку и службы в органах внутренних дел,  а также военнослужащих
и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в
получении   жилых   помещений  или  улучшении  жилищных  условий  в
избранном постоянном месте жительства (утвержденных  постановлением
Правительства  Российской  Федерации от 6 сентября 1998 г.  N 1054)
установлено право граждан, уволенных с военной службы, на улучшение
жилищных   условий   на   льготных   основаниях  в  соответствии  с
Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными
правовыми актами.
     Согласно ст.  33  ЖК  РСФСР  жилые  помещения  предоставляются
гражданам,  состоящим  на  учете  нуждающихся  в улучшении жилищных
условий,  в порядке очередности,  исходя из времени принятия их  на
учет  и включения в списки на получение жилых помещений.  Граждане,
имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых
помещений, включаются в отдельные списки.
     В силу пп.  13 и 14 ст.  15  Федерального  закона  "О  статусе
военнослужащих"  (в  ред.  от  11  ноября 2003 г.) военнослужащие -
граждане,   проходящие   военную   службу   по   контракту,   общая
продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более,
не обеспеченные  на  момент  увольнения  с  военной  службы  жилыми
помещениями,  не  могут  быть  исключены без их согласия из списков
очередников  на  получение  жилых  помещений  (улучшение   жилищных
условий)  по  последнему  перед  увольнением месту военной службы и
обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с этим Федеральным
законом,  иными  федеральными  законами  и  нормативными  правовыми
актами Российской Федерации,  а военнослужащие - граждане,  имеющие
общую   продолжительность  военной  службы  10  лет  и  более,  при
увольнении с военной службы по достижении ими предельного  возраста
пребывания  на  военной  службе,  состоянию  здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене
места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия
на избранное  место  жительства  обеспечиваются  органами  местного
самоуправления  жилыми  помещениями по установленным нормам,  в том
числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение
и строительство жилья.
     В подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г.
N  5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено,  что ветераны боевых действий,
нуждающиеся  в  улучшении  жилищных   условий,   имеют   право   на
первоочередное  бесплатное  предоставление  жилых помещений в домах
государственного и муниципального жилищных фондов.
     Таким образом,   ветераны  боевых  действий  обладают  равными
правами  на  получение  жилья   на   льготных   условиях.   Вопреки
утверждению заявителя оспариваемые им правовые нормы не находятся в
противоречии с положениями федеральных законов.
     При этом  предоставление  жилых  помещений  в  соответствии  с
Федеральным законом "О ветеранах" обуславливает отдельный  механизм
реализации  права  ветеранов  боевых  действий на получение жилья в
первую очередь, чему не препятствуют оспариваемые заявителем пункты
Примерных правил, а также Положения.
     Решение вступило в законную силу.


                           _____________