13. Пункт 2 Положения об установлении,
             выплате, перерасчете и индексации размера
             дополнительного ежемесячного пожизненного
               материального обеспечения гражданам,
               осуществлявшим трудовую деятельность
           в организациях ядерного оружейного комплекса
                Российской Федерации, при выходе их
                 на трудовую пенсию (утвержденного
              постановлением Правительства Российской
              Федерации от 22 февраля 2001 г. N 145;
             в редакции от 15 ноября 2002 г.) признан
                  не противоречащим федеральному
                         законодательству

                     Решение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                 от 1 октября 2004 г. N ГКПИ04-951

                           (Извлечение)


     Пунктом 1  постановления Правительства Российской Федерации от
22 февраля 2001 г.  N 145 "О реализации Указа Президента Российской
Федерации  от  23  августа  2000  г.  N  1563  "О  неотложных мерах
социальной поддержки  специалистов  ядерного  оружейного  комплекса
Российской   Федерации"   утверждено   Положение  об  установлении,
выплате,   перерасчете   и   индексации   размера   дополнительного
ежемесячного   пожизненного  материального  обеспечения  гражданам,
осуществлявшим  трудовую  деятельность  в   организациях   ядерного
оружейного   комплекса  Российской  Федерации,  при  выходе  их  на
трудовую пенсию (далее - Положение).
     Пунктом 2  Положения предусмотрено дополнительное обеспечение,
устанавливаемое при выходе на  трудовую  пенсию  в  соответствии  с
Федеральным  законом  "О  трудовых  пенсиях в Российской Федерации"
либо на  досрочно  оформленную  пенсию  в  соответствии  с  Законом
Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
при  условии  прекращения  трудовой  деятельности  в   организациях
Министерства Российской Федерации по атомной энергии,  включенных в
перечень организаций и воинских частей,  входящих в состав ядерного
оружейного комплекса Российской Федерации,  где осуществляются виды
деятельности,  участие в которой дает право на получение социальной
поддержки,  утвержденный  постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 17 ноября 2000 г.  N 857-64,  перечисленным  в  пункте
категориям   граждан,   непосредственно   участвовавших   в   видах
деятельности,   указанных    в    перечне    видов    деятельности,
осуществляемой в организациях и воинских частях,  входящих в состав
ядерного  оружейного  комплекса  Российской  Федерации,  участие  в
которой дает право на получение социальной поддержки,  утвержденном
Указом  Президента  Российской  Федерации от  23  августа  2000  г.
N 1563.
     В стаж,  учитываемый  при  установлении  указанным   гражданам
дополнительного    обеспечения,    засчитываются   только   периоды
осуществления ими видов деятельности, предусмотренных перечнем.
     Д. обратился  в  Верховный  Суд  РФ  с  заявлением о признании
недействительным п.  2 Положения в части  установления  в  качестве
дополнительного условия для назначения дополнительного ежемесячного
материального  обеспечения  прекращение  трудовой  деятельности   в
организациях Министерства Российской Федерации по атомной энергии.
     В заявлении  указано,  что   названный   пункт   Положения   в
оспариваемой  части  противоречит п.  2 Указа Президента Российской
Федерации от  23  августа  2000  г.  N  1563  "О  неотложных  мерах
социальной  поддержки  специалистов  ядерного  оружейного комплекса
Российской Федерации", поскольку сужает понятие ядерного оружейного
комплекса  до  организаций  Министерства  Российской  Федерации  по
атомной  энергии.   Тем   самым   лишаются   права   на   получение
дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения
граждане,  непосредственно  участвовавшие  в  видах   деятельности,
предусмотренных    названным   Указом,   но   работавшие   в   иных
министерствах  (ведомствах).  В  частности,  работники   из   числа
гражданского   персонала   военных   представительств  Министерства
обороны Российской Федерации, работающие в военной приемке.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного Суда РФ,
рассмотрев  1  октября  2004  г.  дело  по  первой   инстанции,   в
удовлетворении заявления отказала по следующим основаниям.
     Из преамбулы   Указа  Президента   Российской   Федерации   от
23 августа 2000 г.  N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки
специалистов ядерного оружейного  комплекса  Российской  Федерации"
(далее   -  Указ)  следует,  что  он  принят  в  целях  обеспечения
эффективной адресной  социальной  поддержки  специалистов  ядерного
оружейного комплекса Российской Федерации,  а также преемственности
кадров в этом комплексе.
     Пунктом 2   Указа   установлено   дополнительное   ежемесячное
пожизненное  материальное  обеспечение  при  выходе  на  пенсию   в
соответствии  с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г.  N 173-ФЗ
"О трудовых  пенсиях  в  Российской  Федерации"  либо  на  досрочно
оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от
19 апреля 1991 г.  N 1032-I "О  занятости  населения  в  Российской
Федерации"  и  при  условии  прекращения  трудовой  деятельности  в
организациях    федерального    органа    исполнительной    власти,
реализующего   государственную   политику   в  области  разработки,
производства и ликвидации ядерных зарядов  и  ядерных  боеприпасов,
входящих   в   состав   ядерного  оружейного  комплекса  Российской
Федерации,   следующим    категориям    граждан,    непосредственно
участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем:
     гражданам, награжденным орденами Российской Федерации и  (или)
СССР,  лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий
СССР  и  лауреатам  государственных  премий  Российской   Федерации
(РСФСР),   лауреатам   премии   Президента   Российской  Федерации,
лауреатам премии Совета Министров СССР  и  (или)  РСФСР,  лауреатам
премии  Правительства  Российской  Федерации в период осуществления
ими указанных в перечне видов деятельности в организациях  ядерного
оружейного  комплекса  и  имеющим  страховой  стаж  работы  в  этих
организациях не менее 15 лет;
     гражданам, которым  трудовая  пенсия  по  старости назначена в
соответствии  с  подп.  1  или  2 п.  1 ст.  27 Федерального закона
"О трудовых  пенсиях  в Российской Федерации" при осуществлении ими
указанных в перечне  видов  деятельности  в  организациях  ядерного
оружейного  комплекса,  а также гражданам,  за которыми сохраняется
право на  досрочное  назначение  трудовой  пенсии  по  старости  на
указанных условиях.
     Таким образом,  в  Указе  говорится  о  прекращении   трудовой
деятельности    названной    категории   граждан   в   организациях
определенного органа исполнительной власти как  условии  назначения
им дополнительного обеспечения.
     В соответствии с пп. 1 и 2 Положения о Министерстве Российской
Федерации   по   атомной   энергии   (утвержденного  постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 апреля  1997  г.  N  392  и
действовавшего  в  период принятия оспариваемого Положения) Минатом
России являлся федеральным органом исполнительной  власти,  который
проводил    государственную    политику   в   области   разработки,
производства и утилизации  ядерных  зарядов  и  боеприпасов  и  нес
ответственность  за  состояние  и  развитие  ядерного  оружейного и
энергетического комплексов Российской Федерации и обеспечивающих их
деятельность предприятий и организаций.
     Следовательно, Минатом России  и  был  тем  самым  федеральным
органом   государственной  власти,  о  котором  говорится  в  Указе
Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563.
     При таких  обстоятельствах  Правительство Российской Федерации
правомерно   в   п.   2   оспариваемого   Положения    установление
дополнительного  обеспечения  гражданам обусловило прекращением ими
трудовой  деятельности  в  организациях   Министерства   Российской
Федерации по атомной энергии.
     Полномочия на принятие Положения  предоставлены  Правительству
Российской Федерации п. 3 вышеназванного Указа.
     С доводами заявления  о  том,  что  положения  Указа  в  части
выплаты   дополнительного  обеспечения  распространяются  также  на
гражданский персонал военных представительств Министерства  обороны
Российской  Федерации, суд  согласиться  не может, поскольку в силу
п. 1  Положения  о  Министерстве   обороны   Российской   Федерации
(утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа
2004 г.  N 1082) данное министерство является  федеральным  органом
исполнительной   власти,  осуществляющим  функции  по  выработке  и
реализации    государственной    политики,     нормативно-правовому
регулированию   в  области  обороны,  а  также  иные  установленные
федеральными  конституционными  законами,  федеральными   законами,
актами  Президента  Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации функции в этой области.
     Между тем  Указ,  как уже отмечалось,  предусматривает выплату
дополнительного обеспечения гражданам при условии  прекращения  ими
трудовой    деятельности   в   организациях   федерального   органа
исполнительной  власти,  реализующего  государственную  политику  в
области  разработки,  производства  и  ликвидации ядерных зарядов и
ядерных  боеприпасов,  входящих  в   состав   ядерного   оружейного
комплекса Российской Федерации.
     В силу ч.  1 ст.  253 ГПК РФ суд,  признав,  что  оспариваемый
нормативный  правовой  акт  не противоречит федеральному закону или
другому нормативному правовому акту,  имеющим  большую  юридическую
силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего
заявления.
     Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ Д. в
удовлетворении заявления отказала.
     Кассационная коллегия  Верховного  Суда  РФ 14 декабря 2004 г.
решение оставила без изменения.


                           ____________