ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


     18 января  2005  г.   под   председательством  В.М.Лебедева  -
Председателя Верховного Суда Российской Федерации состоялся  Пленум
Верховного   Суда  Российской  Федерации,  который  обсудил  проект
постановления "О внесении изменений и  дополнений  в  постановление
Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах,
возникающих  при  рассмотрении   дел,   связанных   с   реализацией
инвалидами  прав,  гарантированных  Законом  Российской   Федерации
"О социальной защите  граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
     С докладом выступил судья Верховного Суда Российской Федерации
Б.А.Горохов.
     Внесенный на обсуждение Пленума проект постановления,  отметил
он,  важен  для правильного правового определения судебной практики
по делам,  связанным с последствиями  катастрофы  на  Чернобыльской
АЭС,  и  имеет  социальное  значение,  поскольку затронутые при его
подготовке вопросы касаются реализации конституционной  обязанности
Российской   Федерации   как   социально-правового  государства  по
возмещению  вреда,  причиненного  здоровью  граждан  в   результате
деятельности государства в сфере ядерной энергетики.
     Необходимость изложения в новой редакции постановления Пленума
Верховного  Суда  Российской  Федерации от 14 декабря 2000 г.  N 35
вызвана тем,  что после его принятия в специальный (базовый)  Закон
Российской  Федерации  от  15  мая  1991 г.  N 1244-I "О социальной
защите  граждан,  подвергшихся  воздействию   радиации   вследствие
катастрофы  на  Чернобыльской АЭС" внесены существенные изменения и
дополнения,  которыми был осуществлен  переход  на  новое  правовое
регулирование  возмещения  вреда,  причиненного  здоровью граждан в
связи с чернобыльской катастрофой.  Основным критерием  определения
размера   возмещения   вреда   теперь   является   степень   утраты
трудоспособности  (инвалидность),  а  не  утраченный  заработок, и,
соответственно,  устанавливаются  твердые  денежные суммы,  а также
производится   их   индексация   без   применения   индекса   роста
минимального размера оплаты труда.
     Кроме того,  Конституционным  Судом  Российской  Федерации  по
запросам  и  ходатайству  Верховного  Суда Российской Федерации,  а
также по жалобам общественных объединений и  граждан  было  принято
Постановление  от 19 июня 2002 г.  N 11-П и вынесено Определение от
25 марта 2003 г. N 49-О, в которых сформулированы правовые позиции,
имеющие принципиальное значение для судебной практики,  связанной с
определением  размера  возмещения  вреда,   причиненного   здоровью
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС,  и с  индексацией  ежемесячных  сумм  возмещения
вреда.   В   конце  декабря  2004  года  принят  ряд  постановлений
Правительства Российской  Федерации,  касающихся  вопросов  выплаты
компенсаций  гражданам,  пострадавшим  в  результате  чернобыльской
катастрофы,  в частности постановление от 27 декабря 2004 г.  N 847
"Об  индексации  в  2004  году  размеров  компенсации и иных выплат
гражданам,  подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС".
     В связи  с  тем  что  правоотношения  по   возмещению   вреда,
причиненного  здоровью граждан в связи с чернобыльской катастрофой,
регулируются множеством  законодательных  и  нормативных  актов,  у
судов  возникают  затруднения  в  разрешении  дел данной категории.
Принятие  внесенной  на   рассмотрение   Пленума   новой   редакции
действующего постановления Пленума от 14 декабря 2000 г. N 35 будет
способствовать    правильному    и    единообразному     применению
законодательства.
     Заместитель председателя    Саратовского    областного    суда
Р.Е.Волосатых  в  выступлении отметила особую актуальность вопроса,
внесенного  на  рассмотрение  Пленума  Верховного  Суда  Российской
Федерации. Настолько часто меняется регулирование правоотношений по
возмещению вреда лицам,  пострадавшим  в  результате  чернобыльской
катастрофы,  подчеркнула она,  что судебные дела,  в основе которых
лежат эти правоотношения,  относятся  к  категории  особо  сложных.
Обсуждаемого   постановления   Пленума   ждут  абсолютно  все  суды
Российской Федерации,  лица,  заинтересованные в принятии  судебных
решений, а также органы, которые осуществляют назначение, выплату и
индексацию сумм возмещения вреда здоровью.
     Проект постановления   содержит   ответы  на  многие  вопросы,
возникающие  в  судебной  практике.   Судьи   Саратовской   области
разделяют  позицию разработчиков проекта по абсолютному большинству
положений.  Тем не  менее  Р.Е.Волосатых  изложила  предложения  по
внесению  изменений и дополнений в некоторые пункты представленного
на рассмотрение Пленума проекта постановления.
     Представитель общероссийской      общественной     организации
инвалидов  Союз   "Чернобыль"   России   Н.А.Карбджанян   поддержал
подготовленный к рассмотрению на Пленуме проект постановления.
     Инвалиды-чернобыльцы, их семьи,  потерявшие кормильцев, сказал
он,  в  течение двух с половиной лет с нетерпением ожидают принятия
этого постановления.  Союз  "Чернобыль"  России  принимал  активное
участие  в  разработке  и  обсуждении  различных  вариантов проекта
вместе  с  представителями  всех  ветвей  государственной   власти,
членами   Научно-консультативного   совета   при   Верховном   Суде
Российской Федерации.  Представленный проект в  основном  адекватно
разъясняет  возникшие  в  судебной  практике  вопросы,  связанные с
реализацией конституционных прав на возмещение вреда,  причиненного
жизни  и здоровью людей вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
конкретизированных    в    федеральных    законах.    Представитель
общественной   организации  высказал  замечания  и  предложения  по
некоторым положениям проекта постановления.
     Директор Департамента  правовой  и  международной деятельности
Министерства  здравоохранения  и  социального  развития  Российской
Федерации   М.А.Ковалевский  отметил,  что  государство  как  лицо,
обязанное осуществлять индексацию,  во  многом  зависит  от  своего
финансового состояния. Однако, несмотря на дефолт,  в 1998-1999 гг.
государство начало индексировать выплаты чернобыльцам. Законодатель
предусмотрел специальную норму,  чтобы урегулировать этот процесс и
не поставить государство на  грань  банкротства,  что  естественным
образом  могло  бы  ущемить  права  иных  категорий тоже достаточно
заслуженных граждан.  Пункт  3  статьи  17  Конституции  Российской
Федерации  гласит,  что  нельзя  реализовывать права одних граждан,
ущемляя интересы других.
     В то же время Гражданский кодекс Российской Федерации содержит
положение о том,  что если  имеет  место  требование  о  возмещении
вреда, то при рассмотрении иска учитывается имущественное положение
обязанного лица, и суд вправе уменьшить размер возмещения, если это
имущественное положение недостаточное.
     Ректор Российской  академии  правосудия,  доктор   юридических
наук, профессор В.М.Ершов подчернул, что индексация сумм возмещения
вреда,  причиненного здоровью граждан  в  связи  с  катастрофой  на
Чернобыльской   АЭС,   -   это  не  право  органов  государства,  а
обязанность, которая вытекает из Конституции Российской Федерации и
специального закона. Смысл части 3 статьи 17 Конституции Российской
Федерации состоит в том, что запрещено злоупотребление правом. Если
в  данном  случае  гражданин  своим  правом  не  злоупотребляет,  а
индексация указанных сумм  является  обязанностью  государства,  то
ссылка на эту конституционную норму неправомерна.
     В то   же   время   Гражданский  кодекс  Российской  Федерации
предполагает возможность учета  материального  положения  ответчика
применительно  к  физическому,  юридическому  лицу  -  должнику  по
конкретному обязательству.
     Исходя из  вышесказанного,  выступающий поддержал разъяснения,
изложенные в проекте постановления  Пленума,  предложив  доработать
некоторые его положения.
     Заместитель Генерального   прокурора   Российской    Федерации
С.Г.Кехлеров  отметил,  что  принятие  данного  постановления будет
способствовать единообразию судебной практики по рассмотрению  дел,
связанных  с  реализацией инвалидами прав,  гарантированных Законом
Российской Федерации "О  социальной  защите  граждан,  подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
     В прениях по докладу выступили также заместитель  председателя
Брянского областного суда Л.К.Саманцова, судья Тульского областного
суда   Г.В.Печкина,   председатель   межрегиональной   общественной
организации   защиты   прав   инвалидов   и  граждан,  пострадавших
вследствие   чернобыльской   и    других    радиационных    аварий,
"Чернобыльцам   -   правовую   защиту"   К.Е.Баскин  и  заместитель
председателя  этой  организации  Л.П.Драч,  судья  Верховного  Суда
Российской Федерации А.И.Зырянов.
     В работе Пленума  приняли  участие  Полномочный  представитель
Совета  Федерации  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  в
Верховном Суде  Российской  Федерации  А.Г.Лысков,  руководители  и
судьи   некоторых   республиканских,   краевых,   областных  судов,
Московского   городского   суда,   представители   заинтересованных
министерств и ведомств, центральных средств массовой информации.
     Постановление Пленума  Верховного  Суда  Российской  Федерации
"О внесении   изменений   и   дополнений  в  постановление  Пленума
Верховного  Суда  Российской  Федерации от 14 декабря 2000 г.  N 35
"О некоторых вопросах,  возникших при рассмотрении дел, связанных с
реализацией инвалидами  прав,  гарантированных  Законом  Российской
Федерации  "О  социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию
радиации  вследствие  катастрофы   на  Чернобыльской  АЭС"  принято
5 апреля 2005 г.
     27 января  2005  г.   под   председательством  В.М.Лебедева  -
Председателя  Верховного Суда Российской Федерации состоялся Пленум
Верховного   Суда   Российской   Федерации,    обсудивший    проект
постановления  "О  некоторых  вопросах,  возникающих  у  судов  при
применении  Кодекса  Российской   Федерации   об   административных
правонарушениях".
     С докладом выступил заместитель Председателя  Верховного  Суда
Российской Федерации П.П.Серков.
     Актуальность внесенного  на  рассмотрение   Пленума   вопроса,
отметил докладчик,  состоит в том,  что в последние годы наметилась
тенденция   к   росту   количества    дел    об    административных
правонарушениях. Если в 2001 году судьи рассмотрели 1439 тыс. таких
дел,  а в 2002 году - 1935 тыс. дел, то в 2003 году - уже 3273 тыс.
В  прошлом году было рассмотрено 3787 тыс.  дел об административных
правонарушениях.  Таким  образом,  за  три  года   количество   дел
указанной категории возросло более чем в два раза.
     Кодекс Российской      Федерации      об      административных
правонарушениях,  который  отвел  судам  особую  роль  в  процедуре
рассмотрения этих дел,  введен в действие с  1  июля  2002  г.  Все
постановления    должностных   лиц   или   коллегиальных   органов,
уполномоченных    рассматривать    дела     об     административных
правонарушениях,  могут быть обжалованы в судебном порядке.  Причем
судебный контроль осуществляется не только  районными,  краевыми  и
соответствующими   им  судами,  но  и  Верховным  Судом  Российской
Федерации.  К рассмотрению судами отнесены свыше  двухсот  составов
административных  правонарушений,  предусмотренных Особенной частью
Кодекса.  К исключительной компетенции  судей  отнесено  назначение
наиболее    суровых    административных   наказаний,   таких,   как
административный арест,  конфискация орудия совершения или предмета
административного   правонарушения,   лишение  специального  права,
предоставленного физическому лицу.
     Проект постановления  Пленума  содержит  разъяснения только по
процессуальным  вопросам,  отдельное  постановление  предполагается
посвятить  нормам  Особенной  части  Кодекса.  Разработчики проекта
исходили из запросов судов, материалов обобщения судебной практики,
замечаний    и   предложений,   поступивших   в   ходе   обсуждения
первоначального варианта этого документа на региональных совещаниях
с   председателями,  заместителями  председателей  республиканских,
краевых   и    областных    судов,    а    также    на    заседании
Научно-консультативного   совета   при  Верховном  Суде  Российской
Федерации.
     Как подчеркнул заместитель председателя Московского областного
суда   К.А.Зотин,   актуальность   обсуждения   сложных   вопросов,
возникающих   при   применении   Кодекса,   объясняется   тем,  что
подавляющее большинство дел  упомянутой  категории  рассматривается
мировыми  судьями,  а  это,  как правило,  молодые люди с небольшим
стажем   работы   и,   следовательно,   не   имеющие    достаточной
профессиональной подготовки.
     Разработка такого важного документа,  как проект постановления
Пленума    Верховного   Суда   Российской   Федерации,   содержащий
разъяснения по вопросам применения Кодекса Российской Федерации  об
административных  правонарушениях,  вызвана  потребностями судебной
практики.  Постановление   Пленума   после   его   принятия   будет
способствовать  обеспечению  законности и единообразному применению
норм Кодекса,  многие из которых основаны на  положениях  различных
действовавших до его принятия нормативных актов.
     Заместитель Генерального   прокурора   Российской    Федерации
С.Г.Кехлеров поддержал проект постановления и предложил принять его
за основу.  Он отметил,  что в подготовке этого документа принимали
непосредственное   участие   сотрудники   Генеральной   прокуратуры
Российской Федерации и,  как видно из его  содержания,  высказанные
ими  предложения  были  учтены.  Вместе  с  тем С.Г.Кехлеров сделал
замечания  по  некоторым   разъяснениям,   изложенным   в   проекте
постановления.
     В обсуждении проекта  постановления  Пленума  приняли  участие
также   судья  Владимирского  областного  суда  С.Ю.Вуколова,  член
Научно-консультативного  совета  при  Верховном   Суде   Российской
Федерации,    кандидат    юридических    наук,    доцент    кафедры
административного  права  Московской  государственной   юридической
академии Л.А.Калинина, заместитель начальника Управления таможенных
расследований и дознания Федеральной таможенной  службы  Российской
Федерации В.Н.Новиков, кандидат юридических наук, профессор кафедры
административного    права    Российской    академии     правосудия
Н.Г.Салищева,    судья   Верховного   Суда   Российской   Федерации
М.А.Каримов,  заместитель Председателя Верховного  Суда  Российской
Федерации    В.М.Жуйков,   кандидат   юридических   наук,   старший
преподаватель кафедры административного права  Российской  академии
правосудия О.В.Панкова.
     В работе  Пленума  участвовали  Председатель  Комитета  Совета
Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации по правовым и
судебным вопросам С.В.Вавилов,  заместитель  Председателя  Комитета
Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации по
гражданскому,   уголовному,    арбитражному    и    процессуальному
законодательству   В.С.Груздев,  Полномочный  представитель  Совета
Федерации Федерального Собрания Российской  Федерации  в  Верховном
Суде Российской Федерации А.Г.Лысков.
     Постановление Пленума  Верховного  Суда  Российской  Федерации
"О некоторых  вопросах,  возникающих у судов при применении Кодекса
Российской Федерации об административных  правонарушениях"  принято
24 марта 2005 г.


                           ____________