3. Пункт 27 Порядка организации пенсионного
             обеспечения в органах федеральной службы
               безопасности (утвержденного приказом
            Федеральной службы безопасности Российской
          Федерации от 1 мая 2003 г. N 302) в части слов
                   "Изменение месячной стоимости
               продовольственного пайка не является
              основанием для перерасчета назначенных
                  пенсий." признан недействующим
           и не подлежащим применению со дня вступления
                      решения в законную силу

                     Решение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                от 4 октября 2004 г. N ГКПИ04-1185

                           (Извлечение)


     С. обратился  в  суд  с заявлением,  в котором просил признать
недействующим  и  не  подлежащим  применению  п.  27  оспариваемого
нормативного акта, поскольку, по его мнению, он противоречит ст. 49
Закона  Российской  Федерации  от 12  февраля  1993  г.   N  4468-I
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних  дел,  Государственной  противопожарной  службе,
органах   по   контролю   за   оборотом   наркотических  средств  и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы,   и   их   семей"  и  нарушает  его  право  на  пенсионное
обеспечение.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного Суда РФ,
рассмотрев дело 4 октября 2004 г.  по первой  инстанции,  заявление
удовлетворила частично по следующим основаниям.
     В соответствии с ч.  3 ст. 18, ст. 43, ч. 2 ст. 49 упомянутого
Закона  Российской  Федерации  Правительство  Российской  Федерации
определяет порядок исчисления выслуги  лет,  назначения  и  выплаты
пенсий и пособий.
     В пп.  8 и 9 постановления Правительства Российской  Федерации
от  22  сентября  1993 г.  N 941 "О порядке исчисления выслуги лет,
назначения и выплаты пенсий и пособий  лицам,  проходившим  военную
службу в качестве офицеров,  прапорщиков, мичманов и военнослужащих
сверхсрочной службы или по контракту в качестве  солдат,  матросов,
сержантов   и   старшин  либо  службу  в  органах  внутренних  дел,
Государственной  противопожарной  службе,  учреждениях  и   органах
уголовно-исполнительной   системы,   и   их   семьям  в  Российской
Федерации" указано, что стоимость продовольственного пайка является
отдельным  элементом  денежного  довольствия  и  включается  в него
только при исчислении пенсии; повышение стоимости пайка не является
самостоятельным основанием для пересмотра пенсии; при увеличении же
денежного  довольствия  лиц  рядового  и  начальствующего   состава
органов  внутренних дел,  т. е. оклада по должности,  воинскому или
специальному  званию  и  процентной  надбавки   за   выслугу   лет,
перерасчет  пенсии  происходит  уже  с  учетом повышенной стоимости
пайка.
     Положения данного   постановления   Правительства   Российской
Федерации были учтены в  приказе  Федеральной  службы  безопасности
Российской  Федерации  от  1  мая  2003  г.  N  302 "Об организации
пенсионного обеспечения в органах Федеральной службы  безопасности"
(в  ред.  от  27  марта  2004  г.),  который  был зарегистрирован в
Министерстве юстиции Российской Федерации 30 мая 2003 г.  N 4612  и
опубликован в "Российской газете" 7 июня 2003 г.
     Согласно п.   27   данного    Приказа    месячная    стоимость
продовольственного  пайка  при  исчислении  пенсии  определяется по
состоянию на день назначения пенсии или  на  день  ее  перерасчета;
изменение  месячной  стоимости продовольственного пайка не является
основанием для перерасчета ранее назначенных пенсий.
     Однако такой  порядок  существенно  нарушает  пенсионные права
ушедших   в   отставку   граждан   и   противоречит    действующему
законодательству.
     Согласно ст.  43 Закона  Российской  Федерации  "О  пенсионном
обеспечении  лиц,  проходивших  военную  службу,  службу  в органах
внутренних  дел,  учреждениях  и  органах   уголовно-исполнительной
системы,  и  их  семей"  (в  ред.  от  12  июня  2002  г.)  пенсии,
назначаемые  лицам,  указанным  в  ст.  1  Закона,  и  их   семьям,
исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и
начальствующего состава органов  внутренних  дел,  лиц,  проходящих
службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для
исчисления  им   пенсии   учитываются   в   порядке,   определяемом
Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому
или специальному званию (без учета повышения окладов  за  службу  в
отдаленных,  высокогорных  местностях и в других особых условиях) и
процентная надбавка за выслугу  лет,  включая  выплаты  в  связи  с
индексацией денежного довольствия. Для исчисления пенсии в денежное
довольствие   включается   месячная   стоимость    соответствующего
продовольственного   пайка,   выдаваемого   военнослужащим,   лицам
рядового и начальствующего состава.
     В силу  подп.  "б"  ст.  49 Закона пенсии,  назначенные лицам,
указанным в ст.  1 Закона, и их семьям, а также надбавки к пенсиям,
повышения  и  увеличения  пенсий подлежат пересмотру при увеличении
денежного    довольствия    военнослужащих,    лиц    рядового    и
начальствующего   состава   органов   внутренних  дел,  сотрудников
уголовно-исполнительной системы,  состоящих на  службе,  исходя  из
уровня  увеличения  учитываемого  при  исчислении  пенсий денежного
довольствия соответствующих категорий военнослужащих,  лиц рядового
и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
     Из названия и содержания ст.ст.  43  и  49  указанного  Закона
следует,  что  законодателем  в  этом  Законе  введено  специальное
понятие "денежное довольствие  для  исчисления  пенсии".  В  состав
денежного   довольствия  для  исчисления  пенсии  входят  оклад  по
должности,  оклад  по  воинскому  званию,  процентная  надбавка  за
выслугу лет и стоимость продовольственного пайка. Понятие "денежное
довольствие для исчисления пенсии" отличается от понятия  "денежное
довольствие   военнослужащих",   определяемого   ст.ст.   12  и  13
Федерального закона от 27 мая 1998 г.  "О статусе  военнослужащих",
имеет  самостоятельное  значение  для  целей исчисления пенсии и ее
пересмотра.  Поэтому увеличение  любой  из  составляющих  денежного
довольствия   для  исчисления  пенсии,  в  том  числе  и  стоимости
продовольственного пайка,  должно влечь, как следует из нормы подп.
"б"  ст.  49  Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении
лиц,  проходивших военную службу,  службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей",
пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей.
     При издании приказа в оспариваемом пункте не было учтено,  что
именно к такому выводу пришла Кассационная коллегия Верховного Суда
РФ  в  определении  от 4 октября 2001 г.  N КАС 01-370,  которым по
указанным мотивам  признаны  незаконными  п.  8,  подп. "б"  п.  9,
подп. "б"  п.  14  постановления  Совета  Министров - Правительства
Российской Федерации от 22  сентября  1993  г.  N  941  "О  порядке
исчисления  выслуги  лет,  назначения  и  выплаты  пенсий и пособий
лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков,
мичманов  и  военнослужащих  сверхсрочной службы или по контракту в
качестве солдат,  матросов,  сержантов  и  старшин  либо  службу  в
органах      внутренних      дел,     учреждениях     и     органах
уголовно-исполнительной  системы,  и   их   семьям   в   Российской
Федерации"  (с  последующими  изменениями  и  дополнениями) в части
пересмотра пенсий без учета времени увеличения  месячной  стоимости
соответствующего      продовольственного     пайка,     выдаваемого
военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
     Поскольку в   оспариваемом   пункте   Приказа   были  изложены
требования,  аналогичные  по  содержанию   признанным   незаконными
определением  Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 октября
2001   г.   положениям   постановления   Правительства   Российской
Федерации, то в данном случае имеется также противоречие его с ч. 2
ст. 13 ГПК РФ, согласно которой вступившие в законную силу судебные
постановления   являются  обязательными  для  всех  без  исключения
органов государственной власти,  органов  местного  самоуправления,
общественных объединений,  должностных лиц,  граждан, организаций и
подлежат неукоснительному исполнению на всей территории  Российской
Федерации.
     Возражая против   удовлетворения   заявления,    представитель
Федеральной   службы   безопасности  указал,  что  права  заявителя
оспариваемым им пунктом нормативного правового акта не  нарушаются,
поскольку    учитываемая    при    этом    компенсация    стоимости
продовольственного пайка,  устанавливаемая в федеральных законах на
соответствующий   год,  длительное  время  находится  в  неизменном
размере, а поэтому не может влиять на размер выплачиваемой пенсии.
     Действительно,  в  силу  ст.  43  Закона  Российской Федерации
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах  внутренних  дел,  Государственной  противопожарной службе,
органах  по  контролю   за   оборотом   наркотических   средств   и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы,  и их семей" для исчисления пенсии в денежное  довольствие
включается   также   месячная   стоимость  соответствующего  пайка,
выдаваемого военнослужащим,  ежемесячной денежной продовольственной
компенсации,   выплачиваемой   лицам   рядового  и  начальствующего
состава.
     Согласно ст.  102  Федерального  закона  от 23 декабря 2003 г.
N 186-ФЗ "О  федеральном  бюджете  на  2004  год"  (с  последующими
изменениями)     выплата    военнослужащим    компенсации    взамен
продовольственного     пайка,      сотрудникам      Государственной
противопожарной   службы,   органов   внутренних   дел   Российской
Федерации,  учреждений и органов  уголовно-исполнительной  системы,
органов   по   контролю   за   оборотом   наркотических  средств  и
психотропных веществ  и  таможенных  органов  Российской  Федерации
денежной  продовольственной  компенсации  осуществляется  в размере
20 руб. в сутки.
     Такой же размер компенсации был установлен ранее ч.  1 ст.  97
Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ  "О  федеральном
бюджете на 2003 год" (с последующими изменениями).
     Однако неизменность     размера     компенсации      стоимости
продовольственного пайка не означает,  что размер такой компенсации
не может быть изменен в дальнейшем.
     Поэтому доводы  представителя  Федеральной службы безопасности
являются несостоятельными,  поскольку данный правовой акт  является
нормативным правовым актом,  т. е.  по своему характеру относится к
публичным,  рассчитан на  длительное  и  неоднократное  применение,
может  создавать  угрозу законным правам как заявителя,  так и иных
субъектов, по отношению к которым возможно его применение.
     В соответствии  с  ч.  2 ст.  253 ГПК РФ суд,  установив,  что
оспариваемый нормативный правовой акт или  его  часть  противоречит
федеральному  закону  либо  другому  нормативному  правовому  акту,
имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт
недействующим полностью или в части.
     Судебная коллегия по  гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ
заявление  С.  удовлетворила частично:  признала недействующим и не
подлежащим  применению со  дня  вступления решения в законную  силу
п. 27   Порядка   организации  пенсионного  обеспечения  в  органах
федеральной службы безопасности, утвержденного приказом Федеральной
службы безопасности Российской Федерации от 1 мая 2003 г.  N 302, в
части слов "Изменение месячной стоимости  продовольственного  пайка
не является основанием для перерасчета ранее назначенных пенсий.".
     Решение вступило в законную силу.


                           ____________