Бюллетень № 7 от 22.07.2005




             5. Положения нормативного правового акта
                  субъекта Российской Федерации,
               устанавливающие порядок распоряжения
                определенными земельными участками,
                        признаны законными

                   Определение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                 от 2 февраля 2005 г. N 22-Г04-13

                           (Извлечение)


     Прокурор Республики Северная Осетия - Алания обратился в суд с
заявлением о признании недействующими  некоторых  положений  Закона
Республики   Северная  Осетия - Алания  от  14 мая 2004 г.  N 17-РЗ
"Об особенностях регулирования  земельных  отношений  в  Республике
Северная  Осетия - Алания" и постановления Правительства Республики
Северная Осетия - Алания от 25 июня  2004  г.  N  155  "О  внесении
дополнений   в   постановление   Правительства  Республики Северная
Осетия -  Алания  от  14  апреля  2003  г.  N  101  "О  полномочиях
министерства  имущественных  отношений Республики Северная Осетия -
Алания  по  распоряжению  земельными  участками,   находящимися   в
государственной  собственности,  до  разграничения  государственной
собственности на землю",  ссылаясь на их противоречие  федеральному
закону, нарушение ими прав муниципальных образований.
     Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия  -  Алания
от   28  октября  2004  г.  в  удовлетворении  заявления  прокурору
отказано.
     В кассационном  представлении  прокурор  Республики  просил об
отмене   решения   суда,   ссылаясь   на   его    незаконность    и
необоснованность.
     Судебная   коллегия  по гражданским делам Верховного  Суда  РФ
2 февраля  2005  г.  решение  суда  оставила без изменения,  указав
следующее.
     Как видно из материалов дела,  подп. "а" и "в" п. 1 ч. 2 ст. 3
Закона  Республики  Северная  Осетия  -  Алания  до   разграничения
государственной  собственности  на  землю  Правительству Республики
Северная  Осетия  -   Алания   предоставлено   право   распоряжения
земельными     участками,     входящими     в     состав     земель
сельскохозяйственного  назначения,   земель   населенных   пунктов,
промышленности,   транспорта,   связи,  радиовещания,  телевидения,
информатики  и  космического  обеспечения,   энергетики   и   иного
назначения,     земель     природоохранного,    рекреационного    и
историко-культурного назначения, земель водного фонда.
     Аналогичными положениями   было   дополнено   названное   выше
постановление Правительства Республики от 14 апреля 2003 г. N 101.
     Оспаривая приведенные   нормы,   прокурор   полагал,   что   в
соответствии с федеральным законом право распоряжения названными  в
этих   нормах   земельными   участками   до   разграничения   права
собственности на землю принадлежит органам местного  самоуправления
Республики.
     Отказывая прокурору   в    удовлетворении    заявления,    суд
обоснованно исходил из того,  что в силу п.  10 ст.  3 Федерального
закона от 25 октября 2001  г.  N  137-ФЗ  "О  введении  в  действие
Земельного   кодекса   Российской   Федерации"   до   разграничения
государственной собственности на землю государственная  регистрация
права  государственной  собственности  на  землю  для осуществления
распоряжения землями, находящимися в государственной собственности,
не требуется.
     Распоряжение указанными     землями      до      разграничения
государственной  собственности  на  землю  осуществляется  органами
местного   самоуправления   в   пределах   их   полномочий,    если
законодательством не предусмотрено иное.
     Согласно п.  1  ст.  2  ЗК  РФ  земельное  законодательство  в
соответствии   с  Конституцией  Российской  Федерации  находится  в
совместном ведении  Российской  Федерации  и  субъектов  Российской
Федерации.   Земельное   законодательство   состоит  из  настоящего
Кодекса,  федеральных законов и принимаемых в соответствии  с  ними
законов субъектов Российской Федерации.
     Из приведенных норм суд сделал правильный  вывод  о  том,  что
органы  местного  самоуправления  в  пределах  их полномочий вправе
распоряжаться находящимися в государственной собственности  землями
до  разграничения  государственной  собственности  на  землю,  если
законодательством,  в  том  числе   законом   субъекта   Российской
Федерации, не предусмотрено иное.
     При этом  судом  учтено,  что  и  в  нормах  актов   субъектов
Российской  Федерации,  и  в нормах федерального закона речь идет о
возможности распоряжения органами местного самоуправления  землями,
находящимися   именно   в   государственной,   а  не  муниципальной
собственности.
     Как следует  из  содержания оспоренных норм Закона Республики,
характеристики земель, право по распоряжению которыми закреплено за
Правительством  Республики,  по  основаниям,  установленным  ст.  4
Федерального закона от 17 июля 2001 г.  N 101-ФЗ  "О  разграничении
государственной  собственности  на  землю",  позволяют отнести их в
перечень земельных участков,  на  которые  у  субъектов  Российской
Федерации  возникает  право  собственности,  при  этом не возникает
противоречия со ст.  18  ЗК  РФ  о  праве  собственности  субъектов
Российской Федерации на землю.
     В связи с этим суд обоснованно указал,  что в  соответствии  с
положениями п. 2 ст. 10 ЗК РФ о праве субъекта Российской Федерации
распоряжаться   находящимися   в   его   собственности   земельными
участками,  Республика  Северная  Осетия - Алания при регулировании
земельных отношений касательно прав органов местного самоуправления
Республики распоряжаться ее землями могла предусмотреть иное.
     Таким образом,   законодатель.    Правительство    Республики,
принимая  нормы,  впоследствии  оспоренные прокурором,  не нарушили
федеральных  законов  и  прав  органов  местного  самоуправления  в
области земельных отношений.
     Довод в кассационном представлении о том, что в соответствии с
постановлением  Правительства   Российской   Федерации от 7 августа
2002 г.  N  576  об  утверждении  Правил  распоряжения   земельными
участками,   находящимися   в   государственной  собственности,  до
разграничения  государственной  собственности  на  землю  земельные
участки   предоставляются   в  порядке,  предусмотренном  Земельным
кодексом  Российской  Федерации,  федеральными  законами  и   иными
нормативными  правовыми  актами  Российской   Федерации,  к которым
оспариваемые акты не относятся,  не свидетельствует о  незаконности
принятого  судом  решения.  Указанные  Правила  определяют  порядок
предоставления земельных участков гражданам и юридическим  лицам  и
не устанавливают права распоряжения ими.
     Иначе говоря,  органы   местного   самоуправления   Республики
вправе,  если иное не установлено законом Республики, распоряжаться
находящимися в ее собственности земельными участками,  в том  числе
предоставлять   их   гражданам   и  юридическим  лицам  в  порядке,
предусмотренном   Земельным    кодексом    Российской    Федерации,
федеральными   законами   и  иными  нормативными  правовыми  актами
Российской Федерации, и это не противоречит федеральному закону.
     Прочие доводы   представления   направлены   на   иную  оценку
доказательств об обстоятельствах,  исследованных судом по  правилам
ст.ст.  12,  56 и 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к отмене
законного и обоснованного решения суда.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда РФ
решение  Верховного  Суда  Республики  Северная  Осетия  -   Алания
оставила  без  изменения,  а  кассационное  представление прокурора
Республики - без удовлетворения.


                           _____________