Бюллетень № 8 от 25.08.2005




                 8. Приказ Министерства транспорта
           Российской Федерации от 22 июня 1998 г. N 75,
             которым были утверждены Квалификационные
             требования к специалистам юридических лиц
                и индивидуальным предпринимателям,
                осуществляющим перевозки пассажиров
                и грузов автомобильным транспортом,
              признан не противоречащим федеральному
                         законодательству

                     Решение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                от 11 января 2005 г. N ГКПИ04-1568

                           (Извлечение)


     К. обратился  в  Верховный  Суд  РФ  с  заявлением о признании
недействующим приказа Министерства транспорта Российской  Федерации
от 22 июня 1998 г.  N 75 (далее - Приказ), указав, что оспариваемый
акт  в  части  содержащегося  в  нем  требования  о   необходимости
предоставления  соискателем  лицензии  на  перевозку  пассажиров  и
грузов диплома о высшем образовании по специальности "Автомобили  и
автомобильное  хозяйство"  противоречит  Положению о лицензировании
перевозок   пассажиров   и   грузов   автомобильным    транспортом,
утвержденному  постановлением Правительства Российской Федерации от
10 июня 2002 г. N 402, федеральным законам и Конституции Российской
Федерации,  ограничивает его права на свободное использование своих
способностей  и  имущества  для  предпринимательской  и   иной   не
запрещенной  законом экономической деятельности.  Кроме того,  счел
данный приказ не подлежащим применению и в связи с тем,  что принят
он  Минтрансом  России с превышением своих полномочий и в нарушение
требований  ст.  15  Конституции  Российской   Федерации   не   был
опубликован официально для всеобщего сведения.
     Судебная коллегия по гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ,
рассмотрев   дело   11  января  2005  г.  по  первой  инстанции,  в
удовлетворении заявления отказала по следующим основаниям.
     Как установлено судом,  в целях формирования единой политики и
совершенствования   нормативной   правовой   базы    по    вопросам
квалификации   специалистов   юридических   лиц   и  индивидуальных
предпринимателей,  осуществляющих  перевозочную   деятельность   на
автомобильном    транспорте,   приказом   Министерства   транспорта
Российской Федерации от 22  июня  1998  г.  N  75  были  утверждены
Квалификационные   требования  к  специалистам  юридических  лиц  и
индивидуальным    предпринимателям,    осуществляющим     перевозки
пассажиров  и  грузов  автомобильным транспортом,  согласно абз.  2
раздела 1 которых профессиональная  компетентность  названных  выше
лиц  в  организации  и  осуществлении лицензируемых видов перевозок
автомобильным   транспортом   в   пределах   Российской   Федерации
подтверждается  наличием  диплома  о высшем или среднем специальном
образовании автомобильного профиля по указанным специальностям  или
удостоверением    о    прохождении    курса    обучения   и   сдаче
квалификационного  экзамена   по   дополнительной   образовательной
программе  "Квалификационная  подготовка  по  организации перевозок
автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации".
     Приказ Минтранса   России   от   22   июня  1998  г.  N  75  в
установленном порядке прошел процедуру государственной  регистрации
в  Министерстве  юстиции  Российской Федерации и 17 августа того же
года был опубликован для всеобщего сведения в Бюллетене нормативных
актов  федеральных органов исполнительной власти,  который согласно
п.  9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763
"О  порядке  опубликования  и  вступления  в  силу актов Президента
Российской  Федерации,   Правительства   Российской   Федерации   и
нормативных   правовых  актов  федеральных  органов  исполнительной
власти" является официальным источником  опубликования  нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти.
     Оспариваемый Приказ в полной мере  соответствует  федеральному
законодательству о лицензировании и безопасности дорожного движения
и устанавливает требования к квалификации перевозчика, к которым, в
частности,  относятся соответствующее образование и необходимая для
перевозки пассажиров и грузов подготовка.
     В Положении  о  лицензировании  перевозок  пассажиров и грузов
автомобильным     транспортом     (утвержденном      постановлением
Правительства Российской Федерации от 10 июня 2002 г.  N 402) также
предусмотрено,  что соответствие индивидуального предпринимателя  и
работников    юридического   лица   квалификационным   требованиям,
предъявляемым    при    осуществлении    определенных     перевозок
автомобильным   транспортом,   является   одним   из   лицензионных
требований и  условий  при  осуществлении  перевозок  пассажиров  и
грузов автомобильным транспортом.
     Эти утверждения обоснованы.
     Содержание оспариваемых  положений  Приказа свидетельствует об
их   соответствии   требованиям    действующего    законодательства
Российской Федерации.
     При таких обстоятельствах суд приходит к  выводу  о  том,  что
указанных   в   п.  2  ст.  253  ГПК  РФ  оснований  для  признания
недействующими оспариваемых  положений  названного  выше  правового
акта и всего его в целом не имеется.
     Довод заявителя о том,  что Приказ не был доведен до всеобщего
сведения  и  в  связи с этим не подлежит применению,  не может быть
принят во внимание.  Как уже отмечалось выше,  данный правовой  акт
опубликован  в  Бюллетене  нормативных  актов  федеральных  органов
исполнительной  власти,   публикация   в   котором   приравнена   к
официальному опубликованию.
     Оспариваемый Приказ  принят  Минтрансом  России   в   пределах
полномочий,   предоставленных   ему  подп.  37  п.  7  Положения  о
Министерстве   транспорта   Российской   Федерации   (утвержденного
постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  26 апреля
1997 г.  N 501),  в силу которого  Минтрансу  России  предоставлено
право  разрабатывать  и  утверждать квалификационные требования для
отдельных категорий работников транспортного комплекса.
     Довод заявителя    о    том,    что    утвержденные   Приказом
Квалификационные требования неправомерно возлагают  обязанность  по
представлению  не предусмотренных законом дополнительных документов
для   получения   лицензии,   опровергается   содержанием   ст.   9
Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности". Как следует из этой статьи Закона, в
положениях  о  лицензировании  конкретных  видов деятельности может
быть  закреплено  условие  о  предоставлении  иных  документов  для
получения    лицензии,    необходимость    предоставления   которых
предусмотрена соответствующими федеральными законами, а также иными
нормативными   правовыми  актами,  принятие  которых  предусмотрено
законом.
     Принятие нормативного   акта   -  Положения  о  лицензировании
перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом установлено
вышеназванным  Законом.  В  данном  Положении  есть  предписание  о
необходимости  предоставления  соискателем   лицензии   документов,
свидетельствующих о его квалификации в области перевозок пассажиров
и грузов, что и нашло отражение в Квалификационных требованиях.
     Указание заявителя на то,  что к документам, свидетельствующим
о   квалификации   перевозчика,   относятся    лишь    водительское
удостоверение  и  медицинская справка о состоянии здоровья,  дающая
право на управление транспортным средством,  не может быть  принято
во внимание.  Названные документы подтверждают наличие специального
права на управление транспортным средством той или иной  категории,
но  не  квалификацию  перевозчика  в области перевозок пассажиров и
грузов.  Документами же в подтверждение  требуемой  квалификации  в
этой  области  (что  следует из Положения) являются диплом о высшем
образовании или удостоверение о прохождении курса обучения и  сдаче
экзамена     по     дополнительной     образовательной    программе
"Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным
транспортом в пределах Российской Федерации".
     Заявитель в целях реализации права на свободное  использование
своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности
не лишен возможности  сдать  квалификационный  экзамен  и  получить
соответствующее  удостоверение,  необходимое для получения лицензии
на занятие деятельностью в области перевозок пассажиров и грузов.
     Не является  основанием  к удовлетворению заявления также и то
обстоятельство,  что   впоследствии   постановления   Правительства
Российской Федерации, в соответствии с которыми принят оспариваемый
Приказ,  были   отменены,   поскольку   последующее   постановление
Правительства  Российской  Федерации  от  10  июня  2002  г.  N 402
содержит аналогичные требования по этому вопросу,  что и предыдущие
постановления.
     Судебная коллегия по  гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ
заявление   К.   о  признании  недействующим  приказа  Министерства
транспорта  Российской  Федерации   от   22  июня   1998  г.  N  75
"Об утверждении    квалификационных   требований   к   специалистам
юридических лиц и индивидуальным  предпринимателям,  осуществляющим
перевозки  пассажиров  и грузов автомобильным транспортом" оставила
без удовлетворения.
     Кассационная коллегия  Верховного  Суда  РФ  29  марта 2005 г.
решение оставила без изменения.


                           ____________