Бюллетень № 9 от 20.09.2005




            2. Субъекты Российской Федерации, определяя
           в законе порядок и сроки уплаты транспортного
          налога, не вправе устанавливать нормы, согласно
                которым уплата транспортного налога
          осуществляется до окончания налогового периода

            Постановление Президиума Верховного Суда РФ
                    от 11 мая 2005 г. N 32-ПВ04

                           (Извлечение)


     Законодательным Собранием   Приморского   края   принят  Закон
Приморского края от 28 ноября  2002  г.  N  24-КЗ  "О  транспортном
налоге".
     Положением п.  3 ст.  8 Закона края (в ред. от 29 мая 2003 г.)
определены  порядок и сроки уплаты транспортного налога физическими
лицами, которые обязаны уплатить налог равными долями в два срока -
не позднее 1 июля и 1 сентября года налогового периода.
     К. и другие обратились в суд с заявлением о  признании  данной
нормы  незаконной  в  части  установления  порядка  и сроков уплаты
налога физическими лицами,  ссылаясь на то,  что  она  в  указанной
части   противоречит  Налоговому  кодексу  Российской  Федерации  и
незаконно возлагает на них обязанность по уплате всей суммы  налога
до окончания срока налогового периода.
     Решением Приморского  краевого  суда  от  1  августа  2003  г.
(оставленным  без изменения Судебной коллегией по гражданским делам
Верховного Суда РФ 19 сентября 2003 г.) в удовлетворении  заявления
отказано.
     В связи с подачей надзорной жалобы на судебные постановления и
сомнениями  в  их законности дело было истребовано и после изучения
передано определением судьи Верховного Суда РФ от 24 марта 2005  г.
в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу.
     Президиум Верховного  Суда  РФ  11   мая   2005   г.   решение
Приморского  краевого  суда  и  определение  Судебной  коллегии  по
гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ   отменил   по   следующим
основаниям.
     В соответствии со ст.  387 ГПК РФ основаниями для  отмены  или
изменения   судебных   постановлений  в  порядке  надзора  являются
существенные  нарушения  норм  материального  или   процессуального
права.
     Суд первой инстанции,  отказывая в  удовлетворении  заявления,
исходил  из  того,  что оспоренная заявителями норма не нарушает их
прав  и  законных  интересов,  принята  Законодательным   Собранием
Приморского  края  в  рамках  своих  полномочий и в соответствии со
ст.ст.  58,  356,  363 НК  РФ.  Доводы  заявителей  о  незаконности
установления оспоренной нормой обязанности уплаты всей суммы налога
в  виде  двух  платежей  в   году   налогового   периода   признаны
необоснованными.  Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда РФ выводы суда первой инстанции признала правильными.
     Данные выводы  судебных  инстанций  основаны  на  неправильном
толковании норм материального права и являются ошибочными.
     В соответствии  с п.  "и" ч.  1 ст.  72 Конституции Российской
Федерации установление общих принципов налогообложения в Российской
Федерации  находится  в  совместном  ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.
     Согласно ч.  3 ст. 75 Конституции Российской Федерации система
налогов,  взимаемых  в  федеральный  бюджет,   и   общие   принципы
налогообложения  и  сборов  в  Российской Федерации устанавливаются
федеральным законом.
     В силу  чч.  2,  5 ст.  76 Конституции Российской Федерации по
предметам совместного  ведения  Российской  Федерации  и  субъектов
Российской  Федерации  издаются  федеральные законы и принимаемые в
соответствии  с  ними  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты
субъектов  Российской  Федерации,  которые  не  могут противоречить
федеральным законам.
     Налоговым кодексом   Российской   Федерации   разграничиваются
полномочия  федерального  законодателя  и  законодателей  субъектов
Российской Федерации в сфере налогообложения.
     Статьей 14 НК РФ транспортный  налог  отнесен  к  региональным
налогам.
     Согласно п.  3 ст.  12 НК РФ (в  ред.  от  29  июля  2004  г.)
региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и
законами субъектов Российской  Федерации,  вводимые  в  действие  в
соответствии  с  настоящим  Кодексом  законами субъектов Российской
Федерации и обязательные к  уплате  на  территории  соответствующих
субъектов  Российской  Федерации.  При  установлении  регионального
налога  законодательными  (представительными)  органами   субъектов
Российской     Федерации     определяются     следующие    элементы
налогообложения:  налоговые  ставки   в   пределах,   установленных
Кодексом,  порядок и сроки уплаты налога,  а также формы отчетности
по данному региональному налогу.
     Приведенные положения  ст.  12  НК  РФ содержатся и в ст.  356
главы 28 "Транспортный налог" Кодекса.
     Из анализа приведенных норм Конституции Российской Федерации и
федеральных законов следует,  что законодатель субъекта  Российской
Федерации  при  установлении  и  введении  в действие своим законом
транспортного налога,  как одного из  видов  регионального  налога,
определяя   в  пределах  предоставленных  ему  полномочий  элементы
налогообложения,  в  том  числе  порядок  и  сроки  уплаты,  обязан
учитывать нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
     Порядок и сроки уплаты  транспортного  налога  устанавливаются
законами  субъектов Российской Федерации (п.  1 ст. 363  НК РФ),  и
судом правильно сделан вывод о праве законодателя Приморского  края
установить эти элементы налогообложения по транспортному налогу.
     Вместе с тем с выводом суда о том,  что при этом в Законе края
учтены   требования   Налогового   кодекса   Российской  Федерации,
согласиться нельзя.
     Сумма налога подлежит уплате за налоговый период и исчисляется
исходя из налоговой базы,  налоговой ставки и налоговых льгот (ч. 1
ст. 52 НК РФ).
     В силу ст.  54 НК  РФ  ("Общие  вопросы  исчисления  налоговой
базы")  налоговая  база  исчисляется  по  итогам каждого налогового
периода.
     Под налоговым  периодом  понимается  календарный  год или иной
период времени применительно  к  отдельным  налогам,  по  окончании
которого  определяется  налоговая  база и исчисляется сумма налога,
подлежащая уплате.  Налоговый период может состоять из  одного  или
нескольких   отчетных  периодов,  по  итогам  которых  уплачиваются
авансовые платежи (п. 1 ст. 55 НК РФ).
     В соответствии  со  ст.  360  НК  РФ  налоговым  периодом  для
транспортного налога признан календарный год.
     Содержание данных норм федерального законодательства позволяет
сделать вывод о том,  что, поскольку налоговая база определяется по
окончании  налогового  периода,  который  по  транспортному  налогу
составляет календарный год, сумма названного вида налога может быть
исчислена  только по его истечении,  а следовательно,  окончательно
уплачена в  году,  следующем  за  истекшим  налоговым  периодом,  в
порядке  и  в  сроки,  установленные  законом  субъекта  Российской
Федерации.
     Исходя из  этого  нельзя  признать обоснованным вывод судебных
инстанций  о  соответствии  требованиям   федерального   налогового
законодательства оспоренной заявителями нормы Закона края.
     Установлением обязанности  по  уплате  налога  без  соблюдения
положений  Налогового  кодекса  Российской  Федерации были нарушены
права и  законные  интересы  граждан-налогоплательщиков;  указанной
нормой  Закона  края  ограничены  права  собственника по свободному
владению,  пользованию и распоряжению своим  имуществом,  в  данном
случае - денежными средствами.
     При таких   обстоятельствах   судебные    постановления    как
вынесенные  с нарушением норм материального права отменены,  а дело
направлено на новое рассмотрение.
     Из надзорной  жалобы  усматривается,  что  после  рассмотрения
заявления  судами  в  оспоренную  норму  Законодательным  Собранием
Приморского края внесены изменения.
     При новом рассмотрении суду следует установить,  прекращено ли
действие оспоренной нормы, а также уточнить позицию заявителей.
     В случае прекращения действия оспоренной  нормы  суду  следует
учесть  положения ч.  1 ст.  251 и ч.  2 ст.  253 ГПК РФ,  согласно
которым предметом оспаривания в суде в порядке нормоконтроля  может
быть только имеющий юридическую силу нормативный правовой акт. Если
действие его прекращено,  основанием  к  возникновению  гражданских
прав   и   обязанностей  он  не  является  и  каких-либо  нарушений
охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не может. В случае
нарушения  прав  и законных интересов в период действия утратившего
силу нормативного правового акта эти права могут быть восстановлены
путем   обращения  в  суд  (с  соблюдением  правил  подсудности)  с
соответствующим иском.


                           ____________