Бюллетень № 1 от 31.01.2006



            1. Наличие жилья по месту службы не лишает
           военнослужащего права на получение жилищного
                сертификата для приобретения жилья
           в избранном месте жительства после увольнения
                         с военной службы

            Решение Военной коллегии Верховного Суда РФ
                 от 6 октября 2004 г. N ВКПИ04-100

                           (Извлечение)


     Т. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просил
признать недействующим абз.  2 п.  1 раздела I Инструкции о порядке
формирования  списков   на   получение   государственных   жилищных
сертификатов   и   их  выдачи  в  Министерстве  обороны  Российской
Федерации  (утвержденной  приказом  Министра   обороны   Российской
Федерации  от  12  ноября 1999 г.  N 534 "О дополнительных мерах по
обеспечению  реализации  президентской  программы  "Государственные
жилищные сертификаты" в Министерстве обороны Российской Федерации")
и абз.  1 п. 16 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями
в  Вооруженных  Силах  Российской  Федерации (утвержденной приказом
Министра обороны  Российской Федерации  от  15 февраля 2000 г. N 80
"О порядке  обеспечения  жилыми  помещениями  в  Вооруженных  Силах
Российской Федерации"). Заявитель  указал следующее. В 2001 году он
признан  органами  местного  самоуправления нуждающимся в улучшении
жилищных условий  в  избранном  перед  увольнением  по  предельному
возрасту пребывания на военной службе месте жительства. В последний
год военной службы он обратился  к  воинским  должностным  лицам  с
просьбой   включить   его   в   список   кандидатов   на  получение
государственного жилищного сертификата, однако ему было отказано со
ссылкой  на приказы Минобороны России от 12 ноября 1999 г.  N 534 и
15 февраля 2000 г.  N 80,  поскольку по  месту  военной  службы  он
обеспечен жильем для постоянного проживания и не может быть признан
нуждающимся в улучшении жилищных условий.
     Т. считал,  что  оспариваемые  нормы противоречат Федеральному
закону "О статусе военнослужащих" и нарушают его право на получение
государственного  жилищного  сертификата  от  Министерства  обороны
Российской Федерации в последний год военной службы.
     Военная коллегия   Верховного   Суда  РФ  6  октября  2004  г.
заявление Т. удовлетворила по следующим основаниям.
     Право граждан,  увольняемых  (уволенных) с военной службы,  на
обеспечение жилыми  помещениями  путем  получения  государственного
жилищного  сертификата  от  органов местного самоуправления либо от
Министерства  обороны  Российской  Федерации  (иного   федерального
органа   исполнительной   власти,  в  котором  федеральным  законом
предусмотрена  военная  служба)  установлено  п.  14 ст.  15 и п. 1
ст. 23  Федерального  закона  от 27 мая 1998 г.  N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих",  согласно  которому  порядок  выдачи  сертификатов
определяется Правительством Российской Федерации.
     При этом выдача сертификатов военнослужащим  осуществляется  в
последний  год  военной  службы  Министерством  обороны  Российской
Федерации  (иным  федеральным  органом  исполнительной  власти,   в
котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
     В соответствии  с  указанными  нормами  Закона  Правительством
Российской  Федерации  (Постановлением  от 20 января 1998 г.  N 71)
была  утверждена  Федеральная  целевая  программа  "Государственные
жилищные    сертификаты"    (фактически   изменена   постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  20 ноября 2003 г.  N  700
"О подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010
годы,  входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище"  на
2002-2010 годы").
     По смыслу  Жилищного  кодекса  РСФСР   и  Федерального  закона
"О статусе    военнослужащих",    Федеральной   целевой   программы
"Государственные жилищные сертификаты" и в соответствии  с  абз.  8
раздела 2 указанной подпрограммы право на получение в последний год
военной  службы   жилищного   сертификата   имеют   военнослужащие,
признанные   в   установленном  порядке  нуждающимися  в  улучшении
жилищных условий  и  подлежащие  увольнению  с  военной  службы  по
достижении  предельного возраста пребывания на военной службе,  или
по  состоянию  здоровья,  или  в  связи  с  организационно-штатными
мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном
исчислении составляет 10 и более лет.
     Решением Верховного Суда РФ от 20 мая 2002 г. (оставленным без
изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ  от
22  августа 2002 г.  N КАС02-380) абз.  6 и 7 раздела 2 Федеральной
целевой   программы    "Государственные    жилищные    сертификаты"
(утвержденной  постановлением Правительства Российской Федерации от
20 января 1998 г. N 71) признаны не соответствующими закону в части
слов  "не  имеющим  жилых  помещений  для постоянного проживания на
территории Российской Федерации и за ее пределами и".
     Как предусмотрено   в   п.   5   Правил  выпуска  и  погашения
государственных  жилищных  сертификатов,  выдаваемых  гражданам   -
участникам  Федеральной целевой программы "Государственные жилищные
сертификаты" (утвержденных постановлением Правительства  Российской
Федерации   от  19  марта  2002  г.  N  168),  право  на  получение
сертификата имеют  приведенные  в  этом  пункте  категории  граждан
Российской  Федерации,  не  имеющих жилых помещений для постоянного
проживания на территории Российской Федерации и за ее  пределами  и
признанные   в   установленном  порядке  нуждающимися  в  улучшении
жилищных условий.
     Решением Верховного  Суда  РФ  от 16 сентября 2003 г.  признан
недействующим со  дня  принятия  абз.  1  п.  5  Правил  выпуска  и
погашения   государственных   жилищных   сертификатов,   выдаваемых
гражданам    -    участникам    Федеральной    целевой    программы
"Государственные жилищные сертификаты" (утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002  г.  N  168)  в
части  слов  "не имеющих жилых помещений для постоянного проживания
на территории Российской Федерации и за ее пределами и", касающихся
военнослужащих,  подлежащих увольнению с военной службы, и граждан,
уволенных с военной службы.
     В обоснование  указанных  судебных  решений  Верховный  Суд РФ
указал,  что  Правительство  Российской  Федерации,   установив   к
военнослужащим,  увольняющимся  с военной службы,  имеющим право на
обеспечение   жилыми   помещениями,   дополнительное    требование:
отсутствие жилых помещений для постоянного проживания на территории
Российской Федерации и за ее пределами, ограничило право на участие
в   Программе   для   получения   безвозмездных  субсидий  в  целях
приобретения жилья данную категорию граждан.
     Такое указание  фактически  сужает  установленный  Федеральным
законом "О статусе  военнослужащих"  круг  военнослужащих,  имеющих
право    на   получение   сертификата,   и   выходит   за   пределы
предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий.
     Инструкция о   порядке   формирования   списков  на  получение
государственных жилищных сертификатов и их  выдачи  в  Министерстве
обороны  Российской  Федерации утверждена приказом Министра обороны
Российской Федерации от  12 ноября  1999 г. N 534 "О дополнительных
мерах    по    обеспечению   реализации   президентской   программы
"Государственные  жилищные  сертификаты"  в  Министерстве   обороны
Российской Федерации".
     Абзацем 2 п.  1 Инструкции предусмотрено,  что для включения в
списки кандидатов на получение сертификатов военнослужащие, имеющие
общую продолжительность военной службы в календарном исчислении  10
лет  и более и подлежащие увольнению с военной службы по достижении
ими предельного возраста пребывания на  военной  службе,  состоянию
здоровья  или  в связи с организационно-штатными мероприятиями и не
обеспеченные  жильем,  подают в  порядке  подчиненности  рапорт,  а
граждане,  подлежащие  переселению из закрытых военных городков,  -
заявление командиру воинской части,  за которой закреплен  жилищный
фонд по месту жительства в закрытом военном городке.
     В абз.  1  п.  16  Инструкции  о  порядке  обеспечения  жилыми
помещениями  в Вооруженных Силах Российской Федерации (утвержденной
приказом  Министра  обороны  Российской  Федерации  от  15  февраля
2000 г.   N   80   "О  порядке  обеспечения  жилыми  помещениями  в
Вооруженных   Силах   Российской   Федерации")   установлено,   что
военнослужащие,  увольняемые  с  военной  службы  по достижении ими
предельного  возраста  пребывания  на  военной  службе,   состоянию
здоровья  или  в  связи  с  организационно-штатными  мероприятиями,
имеющие  общую  продолжительность  военной  службы  в   календарном
исчислении   10  лет  и  более,  не  имеющие  жилых  помещений  для
постоянного проживания на территории Российской Федерации и  за  ее
пределами  и  признанные  в  установленном  порядке  нуждающимися в
улучшении   жилищных   условий,   имеют    право    на    получение
государственного  жилищного  сертификата  для  приобретения  жилого
помещения.
     Оспариваемые заявителем  нормы  также содержат дополнительное,
не предусмотренное Федеральным законом требование к военнослужащим,
признанным   в   установленном  порядке  нуждающимися  в  улучшении
жилищных условий,  претендующим на получение сертификата (т. е. "не
имеющие  жилых  помещений  для постоянного проживания на территории
Российской Федерации и  за  ее  пределами"  либо  "не  обеспеченные
жильем").  С учетом преюдициального значения вышеуказанных судебных
решений,  в соответствии с п.  2 ст.  61 ГПК РФ необходимо прийти к
выводу,  что  в  части  указанных  слов  они  должны  быть признаны
недействующими.
     То обстоятельство,  что должностные лица отказали заявителю во
включении в список кандидатов на получение сертификата  от  органов
военного управления по тому основанию, что он признан нуждающимся в
улучшении  жилищных  условий  органами  местного  самоуправления  в
избранном  месте жительства,  отличном от места военной службы,  не
может быть оценено при рассмотрении настоящего дела, поскольку дела
об оспаривании действий должностных лиц,  нарушающих права граждан,
Верховному Суду РФ по первой инстанции не подсудны.
     Военная коллегия    Верховного    Суда    РФ    заявление   Т.
удовлетворила:  признала  не  действующими  со дня принятия абз.  1
п. 16   Инструкции  о  порядке  обеспечения  жилыми  помещениями  в
Вооруженных  Силах  Российской  Федерации  (утвержденной   приказом
Министра обороны  Российской Федерации  от  15 февраля 2000 г. N 80
"О порядке  обеспечения  жилыми  помещениями  в  Вооруженных  Силах
Российской Федерации") в части слов "не имеющие жилых помещений для
постоянного проживания на территории Российской Федерации и  за  ее
пределами  и"  и  абз.  2  п.  1  раздела  I  Инструкции  о порядке
формирования  списков   на   получение   государственных   жилищных
сертификатов   и   их  выдачи  в  Министерстве  обороны  Российской
Федерации  (утвержденной  приказом  Министра   обороны   Российской
Федерации  от  12  ноября 1999 г.  N 534 "О дополнительных мерах по
обеспечению  реализации  президентской  программы  "Государственные
жилищные сертификаты" в Министерстве обороны Российской Федерации")
в части слов "не обеспеченные жильем".
     Кассационная коллегия  Верховного  Суда  РФ  9 декабря 2004 г.
решение оставила без изменения.


                           ____________