Бюллетень № 2 от 28.02.2006



     5. Пункт 5 Правил исчисления непрерывного трудового стажа
   рабочих и служащих при назначении пособий по государственному
       социальному страхованию (утвержденных постановлением
  Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. N 252) в части слов
   "до 16 лет" признан недействующим и не подлежащим применению

                     Решение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                от 11 апреля 2005 г. N ГКПИ04-1644

                           (Извлечение)


     Р. обратилась в Верховный  Суд  РФ  с  заявлением,  в  котором
просила признать недействующим  п. 5 Правил исчисления непрерывного
трудового стажа  рабочих  и  служащих  при  назначении  пособий  по
государственному      социальному     страхованию     (утвержденных
постановлением  Совмина СССР от 13 апреля 1973 г.  N 252)  в  части
слов  "до  16  лет"  (далее  -  Правила),  сославшись  на  то,  что
оспариваемый  пункт   Правил   в   указанной   части   противоречит
Федеральному  закону  от  17 июля  1999 г.  N 172-ФЗ  "О   внесении
изменений и дополнений в Федеральный  закон  "О  социальной  защите
инвалидов  в Российской Федерации" и Закону   Российской  Федерации
"О   государственных   пенсиях  в Российской  Федерации",  согласно
которому  категория "ребенок-инвалид" устанавливается в возрасте не
до 16 лет,  как было ранее,  а в  возрасте  до  18  лет.  Однако  в
Правилах,  несмотря  на  внесенные  в Закон изменения,  по-прежнему
категория "ребенок-инвалид" значится в  возрасте  до  16  лет,  чем
нарушаются права граждан на сохранение непрерывного трудового стажа
при поступлении на работу.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного Суда РФ,
рассмотрев дело 11 апреля 2005 г.  по первой  инстанции,  заявление
удовлетворила по следующим основаниям.
     В соответствии с  ч. 2  ст. 253 ГПК  РФ  суд,  установив,  что
оспариваемый  нормативный  правовой  акт или его часть противоречит
федеральному  закону  либо  другому  нормативному  правовому  акту,
имеющим  большую  юридическую  силу,  признает  данный правовой акт
недействующим полностью или в части со дня его принятия  или  иного
указанного судом времени.
     Как   установлено  судом,   постановлением   Совмина  СССР  от
13 апреля 1973 г. были  утверждены  Правила исчисления непрерывного
трудового стажа  рабочих  и  служащих  при  назначении  пособий  по
государственному    социальному    страхованию,    п.  5    которых
предусмотрено,  что при расторжении трудового договора  беременными
женщинами  или  матерями,  имеющими детей (в том числе усыновленных
или находящихся под опекой или попечительством) в  возрасте  до  14
лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, непрерывный трудовой
стаж сохраняется при условии поступления на  работу  до  достижения
ребенком указанного возраста.
     В своем заявлении Р.  утверждала, что названный пункт Правил в
части  названного  в  нем  возраста ребенка-инвалида - до 16 лет не
соответствует    Федеральному     закону   от   24 ноября  1995  г.
"О социальной защите инвалидов  в  Российской Федерации",  согласно
которому возраст ребенка-инвалида установлен до 18 лет.
     Это обстоятельство    подтверждается      содержанием    ст. 1
Федерального закона.
     При таких данных суд пришел к выводу о том, что оспариваемый в
указанной     части   п. 5   Правил    противоречит    федеральному
законодательству и подлежит признанию в этой части недействующим.
     Довод представителей Правительства Российской Федерации о том,
что  Федеральный  закон "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" не регулирует вопросы исчисления непрерывного  трудового
стажа  и  в  связи  с  этим  его  положения  не распространяются на
оспариваемые Правила, не может быть признан обоснованным.
     Согласно ст.  1  данного  Федерального закона в зависимости от
степени    расстройства    функций    организма    и    ограничения
жизнедеятельности  лицам,  признанным  инвалидами,  устанавливается
группа инвалидности,  а лицам в возрасте до 18 лет  устанавливается
категория ребенок-инвалид.
     До внесения изменений в приведенную норму Закона  (Федеральным
законом  от  17 июля 1999 г. N 172-ФЗ) возраст ребенка-инвалида был
установлен   до   16   лет   и   оспариваемые   Правила   полностью
соответствовали в этой части действовавшему законодательству. После
внесения изменений и установления возраста ребенка-инвалида  до  18
лет Правила вступили в противоречие с Федеральным  законом и в этой
части не должны применяться.
     Увеличение возраста  ребенка-инвалида  до 18 лет направлено на
дальнейшее  улучшение  социальной  защиты  инвалидов  в  Российской
Федерации и обеспечение им равных с другими гражданами возможностей
в реализации гражданских, экономических, политических и других прав
и свобод,  предусмотренных Конституцией Российской Федерации,  и не
может рассматриваться в  отрыве  от  установленных  данным  Законом
социальных  гарантий для детей-инвалидов и их родителей,  включая и
порядок исчисления непрерывного трудового стажа родителей,  занятых
уходом за такими детьми.
     Кроме того, период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом
за ребенком-инвалидом в соответствии со ст.  11 Федерального закона
от 17 декабря 2001 г.  "О трудовых пенсиях в Российской  Федерации"
засчитывается  в  страховой (общий трудовой) стаж,  что также имеет
значение для заявительницы при исчислении  ей  указанного  стажа  и
размера страховых выплат.
     Ссылка представителей Правительства  Российской  Федерации  на
то,  что Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г.
N 508   сохранен  предусмотренный  Правилами   порядок   исчисления
непрерывного  трудового  стажа  работающих  граждан  при назначении
пособий по временной нетрудоспособности,  что,  по их мнению, также
свидетельствует о законности данных Правил,  не может быть признана
убедительной, поскольку названный Указ сохранял действующий порядок
исчисления  непрерывного  трудового стажа исходя из общего принципа
его  соответствия  законодательству  Российской  Федерации   и   не
исключал  возможности  исчисления такого стажа с учетом внесенных в
законодательство  изменений,  как  это  имело  место  при  внесении
изменений  в  Федеральный  закон  "О  социальной защите инвалидов в
Российской   Федерации"   в   отношении    установления    возраста
детей-инвалидов.
     Тот факт,  что ко времени  внесения  изменений  в  Федеральный
закон  "О  социальной  защите  инвалидов  в  Российской  Федерации"
ребенку   заявительницы    исполнилось    19    лет,    не    может
свидетельствовать  о  том,  что  действие  данного Закона на нее не
распространяется и не порождает у  нее  каких-либо  прав,  так  как
установленные Законом социальные гарантии,  в том числе связанные с
включением в общий и  непрерывный  стаж  работы  периода  ухода  за
ребенком-инвалидом,   могут   быть   реализованы  в  последующем  с
применением его положений.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда РФ
заявление  Р.  удовлетворила:  признала  п.  5  Правил   исчисления
непрерывного  трудового  стажа  рабочих  и  служащих при назначении
пособий по государственному социальному  страхованию,  утвержденных
постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г.  N 252, в
части слов "до 16 лет" недействующим и не подлежащим применению.
     Решение вступило в законную силу.


                           _____________