Бюллетень № 3 от 31.03.2006



             2. Бюджетный кодекс Российской Федерации
              не устанавливает исчерпывающий перечень
          критериев определения непредвиденных расходов,
            на которые используются средства резервных
            фондов, создаваемых органами исполнительной
               власти субъектов Российской Федерации

            Постановление Президиума Верховного Суда РФ
                 от 28 сентября 2005 г. N 15-ПВ05

                           (Извлечение)


     Абзацами 3-7 п.  3 Положения о  порядке  расходования  средств
резервного  фонда  Правительства  Республики Хакасия (утвержденного
постановлением  Правительства  Республики  Хакасия  от  28   ноября
2001 г.  N 238;  далее - Положение) предусматривалось, что средства
резервного фонда Правительства Республики  Хакасия  расходуются  на
финансирование:
     - государственной   поддержки   общественных   организаций   и
объединений;
     - проведения встреч,  симпозиумов,  выставок  и  семинаров  по
проблемам общегосударственного значения;
     - выплаты  разовых  премий  и  оказания  разовой  материальной
помощи гражданам за заслуги перед республикой;
     - издания  сборников  нормативных  актов  и   законодательства
Республики Хакасия;
     - других   мероприятий,   проводимых    в    соответствии    с
постановлениями Президиума Правительства Республики Хакасия.
     Прокурор Республики Хакасия обратился в  суд  с  заявлением  о
признании    указанных   положений   противоречащими   федеральному
законодательству,  а  именно  ч.  4  ст.  81   Бюджетного   кодекса
Российской  Федерации,  согласно  которой средства резервных фондов
расходуются на финансирование непредвиденных расходов,  в том числе
на   проведение   аварийно-восстановительных  работ  по  ликвидации
последствий  стихийных  бедствий,  а   следовательно,   по   мнению
заявителя,  расходование  средств  резервных фондов возможно лишь в
экстренных случаях, тогда как указанные в п. 3 Положения расходы не
отвечают  названным признакам,  не являются непредвиденными,  могут
быть отнесены к текущим расходам бюджета.
     Представитель Правительства Республики Хакасия возражал против
удовлетворения  требований   прокурора,   ссылаясь   на   то,   что
оспариваемые  нормы  п.  3  Положения  не противоречат федеральному
законодательству,  разработаны по аналогии с действующим Положением
о  порядке  расходования  средств  резервного  фонда  Правительства
Российской  Федерации,  утвержденным  постановлением  Правительства
Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 838.
     Решением  Верховного  Суда  Республики  Хакасия  от  9  апреля
2004 г.  в  удовлетворении  заявления  прокурора Республики Хакасия
отказано.
     Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного
Суда РФ от 7 июля  2004  г.,  вынесенным  в  кассационном  порядке,
решение  Верховного  Суда  Республики  Хакасия  отменено и вынесено
новое  решение,  которым  заявление  прокурора  Республики  Хакасия
удовлетворено.
     Определением судьи Верховного Суда РФ от 24  декабря  2004  г.
отказано  в  истребовании  дела  по  надзорной жалобе Правительства
Республики Хакасия.
     В повторной  надзорной жалобе Правительства Республики Хакасия
был поставлен вопрос об отмене  определения  Судебной  коллегии  по
гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г. и оставлении
в силе решения суда первой инстанции.
     Определением  заместителя   Председателя Верховного Суда РФ от
6 июня 2005 г.  дело истребовано в Верховный Суд РФ, а определением
от  4  июля  2005  г.  -  передано  для  рассмотрения по существу в
Президиум Верховного Суда РФ.
     Президиум Верховного  Суда РФ 28 сентября 2005 г.  определение
кассационной инстанции отменил по следующим основаниям.
     В п.  4  ст.  3 БК РФ установлено,  что органы государственной
власти  субъектов  Российской   Федерации   принимают   нормативные
правовые  акты,  регулирующие бюджетные правоотношения,  в пределах
своей компетенции.
     В соответствии с п.  1 ст. 81 БК РФ в расходной части бюджетов
всех    уровней    бюджетной    системы    Российской     Федерации
предусматривается  создание резервных фондов органов исполнительной
власти и резервных фондов органов местного самоуправления.
     Согласно п.   4   ст.  81  БК  РФ  средства  резервных  фондов
расходуются на финансирование непредвиденных расходов,  в том числе
на   проведение   аварийно-восстановительных  работ  по  ликвидации
последствий стихийных  бедствий  и  других  чрезвычайных  ситуаций,
имевших место в текущем финансовом году.
     Подпунктом 4 п.  2 ст.  26-3 Федерального закона от 6  октября
1999  г.  N  184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной  власти
субъектов    Российской    Федерации"    к    полномочиям   органов
государственной власти субъекта Российской Федерации  по  предметам
совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно
за счет средств бюджета субъекта  Российской  Федерации,  относится
решение  вопросов  формирования  и  использования  резервных фондов
субъекта Российской  Федерации  для  финансирования  непредвиденных
расходов.
     Таким образом,   Бюджетный   кодекс   Российской    Федерации,
Федеральный  закон  "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной  власти
субъектов Российской Федерации" определяют,  что средства резервных
фондов расходуются на финансирование непредвиденных,  в  том  числе
чрезвычайных,   расходов.   Следовательно,   в   Бюджетном  кодексе
Российской Федерации не назван в  качестве  обязательного  критерия
расходования  средств резервного фонда только чрезвычайный характер
расходов. Расходы на проведение аварийно-восстановительных работ по
ликвидации  последствий  стихийных  бедствий  и других чрезвычайных
ситуаций,  имевших место в текущем финансовом году,  являются  лишь
частным   случаем  непредвиденных  расходов,  порядок  расходования
которых субъект Российской Федерации  устанавливает  самостоятельно
(п. 5 ст. 81 БК РФ).
     На это обращено внимание  в  решении  суда  первой  инстанции,
обоснованно   полагавшего,  что  средства  резервного  фонда  могут
расходоваться       на       финансирование        не        только
аварийно-восстановительных    работ   по   ликвидации   последствий
чрезвычайных ситуаций,  стихийных бедствий  и  т. д.,  но и  других
мероприятий, определяющим для которых должен быть такой фактор, как
непредвиденность расходов,  т. е.  расходов, не  предусмотренных  в
бюджете  на  текущий  финансовый год.  С учетом этого Правительство
Республики Хакасия на основании п.  5 ст.  81  БК  РФ  было  вправе
установить  порядок  расходования  средств резервного фонда,  в том
числе на цели, указанные в оспариваемых нормах Положения.
     В связи с этим позицию кассационной инстанции,  считавшей, что
резервный фонд может  быть  использован  только  на  цели,  носящие
чрезвычайный  характер,  следует признать ошибочной,  основанной на
неправильном   применении   норм   материального   права,   что   в
соответствии  со  ст.  387  ГПК  РФ  является основанием для отмены
судебного постановления.
     Кроме того,   суд   кассационной   инстанции   при   вынесении
определения допустил существенное  нарушение  норм  процессуального
права.
     В соответствии с требованиями п.  6 ч.  2 ст.  366  ГПК  РФ  в
кассационном определении должны быть указаны мотивы, по которым суд
пришел  к  своим  выводам,  и  ссылка  на  законы,   которыми   суд
руководствовался.
     В определении суда кассационной инстанции от 7 июля 2004 г. не
приведены   мотивы,   по   которым  суд  пришел  к  своим  выводам,
отсутствует и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
     При таких  обстоятельствах  следует признать,  что определение
Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июля
2004  г.  принято  с  существенным  нарушением норм материального и
процессуального права,  оно отменено с оставлением в  силе  решения
суда первой инстанции.


                           ____________