Бюллетень № 4 от 25.04.2006



     8. Положения п. 1 указания Министерства социальной защиты
     населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке
    применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"
     при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и
        пенсий за выслугу лет" признаны не противоречащими
                   федеральному законодательству

                     Решение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                от 26 августа 2005 г. N ГКПИ05-825

                           (Извлечение)


     Б. обратился в Верховный  Суд  РФ  с  заявлением  о  признании
недействующим   п.   1   указания  Министерства  социальной  защиты
населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения
Закона  РСФСР  "О  государственных  пенсиях в РСФСР" при назначении
пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет".
     Как указывал  заявитель,  оспариваемые  положения нормативного
правового акта противоречат  федеральному  закону  и  нарушают  его
права   на  пенсионное  обеспечение.  Пенсионный  фонд  требует  от
работника при назначении пенсии с особо  вредными  условиями  труда
справку  с  кодами  профессий  и условий труда,  когда по закону не
предусмотрено вносить в трудовую книжку коды условий труда.
     Судебная  коллегия  по  гражданским  делам  Верховного Суда РФ
26 августа 2005 г.  в  удовлетворении  заявления  отказала,  указав
следующее.
     В соответствии с п.  1 указания Министерства социальной защиты
населения  РСФСР  от  20  апреля  1992  г.  N 1-28-У при назначении
работникам  льготных  пенсий   нет   необходимости   требовать   от
руководителей   предприятий,  организаций  и  учреждений  данных  о
результатах   аттестации   рабочих   мест,    заключений    органов
государственной экспертизы,  санитарно-эпидемиологических станций и
других органов о фактических условиях труда на их  рабочих  местах.
Однако   если   в   Списках   для   некоторых   категорий  рабочих,
руководителей и специалистов указываются показатели (условия),  при
которых  им  предоставляются  пенсионные  льготы:  классы опасности
получаемых или применяемых вредных веществ,  занятость  на  горячих
участках работ, на добыче полезных ископаемых в карьерах и разрезах
глубиной 150 м и  ниже  и  т. п.,  то такие  сведения  должны  быть
подтверждены уточняющей справкой со ссылкой на документы.
     Как пояснили в суде  представители  Минздравсоцзащиты  России,
данное  указание  было направлено во все отделы социальной защиты и
опубликовано в журнале "Социальная защита"  (N  9,  1997  г.).  Оно
разъясняет   применение   списков  производств,  работ,  профессий,
должностей и  показателей,  дающих  право  на  льготное  пенсионное
обеспечение.
     В п.  2 постановления Совмина РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517
Министерству    труда   РСФСР,   Министерству   здравоохранения   и
социального обеспечения РСФСР по согласованию с  Пенсионным  фондом
РСФСР  и  с  участием  профсоюзов  было  предоставлено право давать
разъяснения  о  порядке  применения  списков  производств,   работ,
профессий,  должностей  и  показателей,  дающих  право  на льготное
пенсионное обеспечение;  списков  работ,  профессий  и  должностей,
дающих право на пенсию за выслугу лет;  правил исчисления выслуги и
назначения пенсий.
     На территории Российской Федерации с 1 января 2002 г.  вступил
в  силу  Федеральный  закон  "О  трудовых  пенсиях   в   Российской
Федерации",  и  с этого дня утратил силу Закон Российской Федерации
"О государственных пенсиях в Российской Федерации".
     Б. в  своем  заявлении  ссылается  на   нормы   Закона   РСФСР
"О государственных пенсиях в РСФСР",  однако суд  при  рассмотрении
заявления   об   оспаривании  нормативного  правового  акта  должен
установить,  что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит
действующему  федеральному  закону или иному нормативному правовому
акту, имеющему большую юридическую силу.
     С учетом   изложенного   доводы   заявителя   о   противоречии
оспариваемого  нормативного  правового  акта  требованиям   закона,
утратившего  силу,  не  могут служить основанием для удовлетворения
заявления.
     Федеральный закон  от 17 декабря 2001 г.  N 173-ФЗ "О трудовых
пенсиях   в   Российской   Федерации",    устанавливая    основания
возникновения   и   порядок  реализации  права  граждан  Российской
Федерации на трудовые пенсии (преамбула)  и  закрепляя  в  качестве
условий   назначения   трудовой   пенсии   по  старости  достижение
пенсионного возраста (60 лет для мужчин и  55  лет  для  женщин)  и
наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст. 7), предусматривает
также  порядок  сохранения  и   преобразования   пенсионных   прав,
приобретенных  гражданами  до  вступления  его  в силу на основании
ранее  действовавшего  законодательства,  в  том  числе  права   на
досрочное  назначение трудовой пенсии по старости для лиц,  которые
длительное время были заняты на подземных  работах,  на  работах  с
вредными,  тяжелыми условиями труда,  а также иной профессиональной
деятельностью,  в процессе которой организм  человека  подвергается
неблагоприятному     воздействию    различного    рода    факторов,
обусловленных спецификой и характером труда.
     В ст.ст.  27  и  28 названного Федерального закона определено,
что   списки   соответствующих   работ,   производств,   профессий,
должностей,   специальностей   и   учреждений,   с  учетом  которых
назначается такая  трудовая  пенсия,  правила  исчисления  периодов
работы  и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются
Правительством Российской Федерации.
     Постановлением Правительства  Российской  Федерации от 18 июля
2002 г.  N 537 установлено,  что при досрочном назначении  трудовой
пенсии  по  старости  в соответствии со ст.  27 Федерального закона
"О трудовых пенсиях  в  Российской  Федерации"  применяются  списки
производств,  работ,  профессий  и  должностей  (с  дополнениями  и
изменениями к ним),  утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом
Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.
     Кабинет  Министров  СССР  постановлением от 26 января 1991  г.
N 10 утвердил Список N 1 производств,  работ, профессий, должностей
и показателей на подземных работах,  на работах с особо вредными  и
особо  тяжелыми условиями труда,  занятость в которых дает право на
пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Список N 2
производств,  работ, профессий, должностей и показателей с вредными
и тяжелыми условиями труда,  занятость  в  которых  дает  право  на
пенсию  по  возрасту  (по старости) на льготных условиях (введены в
действие с 1 января 1992 г.).
     Трудовой кодекс Российской Федерации в ст. 66 предусматривает,
что в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им
работе,  переводах  на  другую  постоянную  работу  и об увольнении
работника,  а также  основания  прекращения  трудового  договора  и
сведения о награждениях за успехи в работе.
     Правила ведения  и  хранения  трудовых  книжек,   изготовления
бланков  трудовой книжки и обеспечения ими работодателей утверждены
постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  16 апреля
2003 г. N 225.
     Трудовая книжка,  являясь  основным  документом   о   трудовой
деятельности  и  трудовом  стаже  работника,  не  содержит  во всех
случаях сведений, подтверждающих, что в результате профессиональной
деятельности   организм   человека   подвергался   неблагоприятному
воздействию различного рода факторов,  обусловленных  спецификой  и
характером труда.
     В Списках N 1 и N 2 помимо наименований профессий и должностей
содержатся   для   некоторых  категорий  рабочих,  руководителей  и
специалистов  показатели  (условия),  с  учетом  которых  работники
приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с
тяжелыми и вредными условиями  труда  (например,  классы  опасности
получаемых или применяемых вредных веществ, постоянная занятость на
горячих участках работ,  на добыче полезных ископаемых в карьерах и
разрезах   глубиной  150  м  и  ниже,  на  работах  в  определенных
структурных подразделениях и  т. д.);  место работы  (у  плавильных
печей,  у  гальванических  ванн  и  др.);  особый  характер  работы
(например,  на зарядке аккумуляторов);  занятость  на  определенном
оборудовании    (например,   на   литейных   машинах);   работа   с
определенными  материалами,  сырьем  и  топливом  (медные  порошки,
анилиновые  красители  и  др.);  технологический процесс (например,
дробление,  измельчение и помол ископаемых);  виды работ (например,
разделка  лома,  приготовление  шихты);  виды  продукции (например,
бумага для кинофотопромышленности).
     Из объяснения  представителя Минздравсоцразвития России в суде
следует,  что администрация организации  вправе  выдать  уточняющую
справку  о  характере  работы  со  ссылкой  на документы,  при этом
указание кода профессии не имеет обязательного значения  для  учета
стажа.
     Законодательство Российской  Федерации  о   трудовых   пенсиях
устанавливает  при досрочном назначении трудовой пенсии по старости
отдельным    категориям    работников,    занятых    на    работах,
предусмотренных   Списком   N  1  и  Списком  N  2,  предоставление
документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ.
     Учитывая, что  оспариваемые  положения  нормативного правового
акта  не   противоречат   действующему   законодательству,   изданы
компетентным  органом  государственной власти и не нарушают права и
охраняемые законом интересы граждан на трудовые  пенсии,  заявление
Б. удовлетворению не подлежит.


                           ____________