Бюллетень № 4 от 25.04.2006



     1. При решении вопроса о наличии стажа, дающего право на
         досрочное назначение пенсии лицу, осуществлявшему
         педагогическую деятельность, периоды его работы в
   негосударственных (немуниципальных) учреждениях для детей, до
    вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в
   Российской Федерации", должны засчитываться в соответствующий
                стаж профессиональной деятельности

                       Определение Судебной
         коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ
                   от 10 июня 2005 г. N 49-В05-9

                           (Извлечение)


     И. обратилась   в   суд   с  жалобой  на  действия  управления
Пенсионного   фонда    Российской    Федерации    (УПФ    РФ)    по
Орджоникидзевскому району г.  Уфы,  ссылаясь на следующее. Решением
комиссии по назначению пенсий указанного управления  от  30  апреля
2003  г.  ей  было отказано в удовлетворении заявления о назначении
досрочной пенсии в связи с  педагогической  деятельностью  по  тому
основанию,  что в период с 12 мая 1993 г. по 10 февраля 2003 г. она
работала  музыкальным  руководителем  в  детском  саду  N  240   АО
"УЗЭМИК",  который  не  относится  к  категории государственных или
муниципальных. Комиссия пришла к выводу, что этот период времени не
может  быть  засчитан  в  выслугу  лет,  дающую право на назначение
досрочной пенсии. И. считала данное решение незаконным.
     Решением  Орджоникидзевского    районного   суда   г.  Уфы  от
18 сентября 2003 г. жалоба была удовлетворена: суд обязал УПФ РФ по
Орджоникидзевскому району г.  Уфы включить в стаж,  дающий право на
досрочное  назначение  пенсии,   период   работы   И.   музыкальным
руководителем в детском дошкольном образовательном учреждении N 240
г. Уфы с 12 мая 1993 г. по 10 февраля 2003 г.
     В кассационном порядке дело не рассматривалось.
     Определением президиума     Верховного     Суда     Республики
Башкортостан  от 28 января 2004 г.  решение отменено с направлением
дела на новое рассмотрение.
     В надзорной жалобе И.  просила отменить определение президиума
Верховного Суда Республики Башкортостан и оставить в  силе  решение
Орджоникидзевского районного суда г.  Уфы,  считая, что определение
суда надзорной инстанции вынесено с нарушением  норм  материального
права.
     Судебная  коллегия  по  гражданским  делам Верховного Суда  РФ
10 июня  2005 г.  определение президиума Верховного Суда Республики
Башкортостан отменила по следующим основаниям.
     В соответствии  со  ст.  387 ГПК РФ основаниями для отмены или
изменения  судебных  постановлений  в  порядке   надзора   являются
существенные   нарушения  норм  материального  или  процессуального
права.
     При рассмотрении  настоящего  дела президиумом Верховного Суда
Республики Башкортостан были допущены существенные  нарушения  норм
материального права, выразившиеся в следующем.
     Удовлетворяя иск И., суд первой инстанции исходил из того, что
детское   дошкольное  образовательное  учреждение,  в  котором  она
работала,  в указанный  период  времени  являлось  государственным,
поскольку  в  соответствии  с  контрактом от 27 марта 1997 г.  было
передано не  в  собственность,  а  в  доверительное  управление  АО
"УЗЭМИК" сроком на пять лет.
     Кроме того,  суд  первой  инстанции  сослался  на  то,  что  в
соответствии   с   Определением  Конституционного  Суда  Российской
Федерации от 6 декабря 2001 г.  N 310-О работники негосударственных
детских образовательных учреждений,  не относящихся к муниципальным
или государственным,  имеют  право  на  государственное  пенсионное
обеспечение  наравне  с работниками государственных и муниципальных
образовательных учреждений независимо от того, в чьей собственности
они находятся.
     Отменяя решение суда первой инстанции, суд надзорной инстанции
указал на то,  что на момент обращения И.  с заявлением в УПФ РФ по
Орджоникидзевскому району г.  Уфы  о  назначении  досрочной  пенсии
(февраль  2003 г.) действовал Федеральный закон "О трудовых пенсиях
в Российской Федерации", в силу подл. 10 п. 1 ст. 28 которого право
на  досрочную  пенсию  по  выслуге  лет  имеют  лишь педагогические
работники,  не   менее   25   лет   осуществлявшие   педагогическую
деятельность  в  государственных  и  муниципальных  образовательных
учреждениях.  Заявительница же работала в  детском  образовательном
учреждении  N 240 г.  Уфы,  находящемся в ведении АО "УЗЭМИК",  и с
учетом времени обращения в пенсионный орган выводы суда о наличии у
нее  права на досрочное назначение пенсии являются преждевременными
и требуют дополнительной проверки.
     С данными   выводами  президиума  Верховного  Суда  Республики
Башкортостан нельзя согласиться по следующим основаниям.
     Действительно, в   соответствии   с  подл.  10  п.  1  ст.  28
Федерального закона от 17 декабря 2001  г.  N  173-ФЗ  "О  трудовых
пенсиях  в  Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее
достижения  возраста,  установленного  ст.  7  Закона,  назначается
лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в
государственных и муниципальных учреждениях для детей.
     Однако  ранее   действовавшее  законодательство  (в  частности
ст. 80 Закона  Российской  Федерации   от   20   ноября    1990  г.
"О государственных пенсиях в Российской Федерации",  а также Список
профессий   и   должностей   работников   народного    образования,
педагогическая  деятельность  которых в школах и других учреждениях
для детей дает  право  на  пенсию  за  выслугу  лет)  не  содержало
требования о том,  чтобы педагогическая деятельность осуществлялась
лишь в государственных или  муниципальных  учреждениях.  Назначение
такой  пенсии  гарантировалось  на  равных  основаниях  работникам,
занятым в учреждениях для детей,  независимо  от  их  ведомственной
подчиненности и формы собственности.
     Работая в указанном выше  детском  учреждении,  И.  имела  все
основания  полагать,  что  время  работы  в данном учреждении будет
зачислено в ее стаж, дающий право на льготную пенсию в соответствии
с   Законом  Российской  Федерации  "О  государственных  пенсиях  в
Российской Федерации", действовавшим на тот момент.
     В соответствии     с     правовой     позицией,    высказанной
Конституционным  Судом  Российской  Федерации  в  Постановлении  от
3 июня  2004  г.  N  11-П  по  делу  о  проверке  конституционности
положений подл.  10,  11 и 12 п.  1 ст.  28,  пп.  1  и  2  ст.  31
Федерального  закона  "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в
связи  с  запросами  Государственной  думы  Астраханской   области,
Верховного  Суда Удмуртской Республики,  Биробиджанского городского
суда  Еврейской  автономной  области,  Елецкого   городского   суда
Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных
судов г.  Липецка,  а также жалобами ряда граждан,  до установления
надлежащего    правового    регулирования    при   обращении   лиц,
осуществлявших,  в  том  числе,   педагогическую   деятельность   в
учреждениях  для детей,  за назначением трудовой пенсии по старости
ранее достижения общего пенсионного возраста и  решении  вопроса  о
наличии  у  них стажа,  дающего право на досрочное назначение такой
пенсии,  периоды их работы в названных учреждениях,  не  являвшихся
государственными    (муниципальными),    должны   засчитываться   в
соответствующий стаж профессиональной деятельности,  определенный в
подл.  10,  11,  12  п.  1  ст.  28 Федерального закона "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации".
     При указанных   условиях  оснований  для  отмены  законного  и
обоснованного решения суда первой инстанции у президиума Верховного
Суда Республики Башкортостан не имелось.


                           ____________