Бюллетень № 4 от 25.04.2006



     1. Военнослужащий, осужденный к лишению свободы, подлежит
   увольнению с военной службы со дня начала отбывания наказания

            Решение Военной коллегии Верховного Суда РФ
                 от 24 августа 2004 г. N ВКПИ04-54

                           (Извлечение)


     С. обратился  в  Верховный Суд РФ с жалобой,  в которой просил
признать незаконным п.  27 ст.  34 Положения о порядке  прохождения
военной   службы   (утвержденного   Указом   Президента  Российской
Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, далее - Положение).
     В обоснование требования заявитель указал следующее.  Согласно
п.  4  ст.  42  Федерального  закона  от 28 марта 1998 г.  N  53-ФЗ
"О воинской  обязанности  и  военной  службе"  военнослужащий может
проходить военную службу не на воинской должности,  а находиться  в
распоряжении  командира  (начальника)  в  связи  с  возбуждением  в
отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по
уголовному делу.
     В соответствии   с   п.   11   ст.   38   указанного    Закона
военнослужащий,  в  отношении  которого  возбуждено уголовное дело,
также не подлежит исключению из списков личного  состава  части  до
принятия решения по уголовному делу.
     Однако, по мнению заявителя,  в силу п.  27 ст.  34  Положения
военнослужащий,  в  отношении  которого  по уголовному делу принято
решение в  виде  вступившего  в  законную  силу  приговора  суда  о
назначении  наказания  в виде лишения свободы без лишения воинского
звания,  подлежит  увольнению  с  военной  службы по подп. "е" п. 1
ст. 51  Федерального  закона  "О  воинской  обязанности  и  военной
службе" со дня начала отбывания наказания,  указанного в  приговоре
суда.
     Таким образом,  как   полагал   заявитель,   продолжительность
военной   службы  военнослужащего,  в  отношении  которого  вынесен
приговор суда о назначении наказания в  виде  лишения  свободы  без
лишения воинского звания,  согласно п. 4 ст. 42 Федерального закона
"О воинской  обязанности  и  военной  службе"  исчисляется  до  дня
принятия  по  уголовному  делу  окончательного решения,  а согласно
п. 27 ст.  34  Положения  -  до  дня  начала  отбывания  наказания,
указанного в приговоре суда.
     Между тем, отмечает заявитель, день вступления в законную силу
приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы и день
начала отбывания наказания в виде  лишения  свободы  не  только  не
совпадают, но и имеют между собой значительный временной разрыв.
     Так, в связи с возбуждением против него (С.)  уголовного  дела
он  с  5  января 1995 г.  по приказу командующего войсками военного
округа  и  в  соответствии  с  Федеральным  законом   "О   воинской
обязанности  и  военной  службе"  проходил  военную  службу  не  на
воинской должности. Приговором военного суда от 11 июля 1998 г. ему
было  назначено  наказание  в  виде лишения свободы с указанием дня
начала отбытия  наказания  13  июня  1995  г.  Приговор  вступил  в
законную  силу 22 марта 2000 г.  15 апреля 2000 г.  он был уволен с
военной службы по подп.  "е" п.  1 ст.  51 Закона,  с  указанием  в
приказе  согласно п.  27 ст.  34 Положения дня увольнения - 13 июня
1995 г., вследствие чего общая продолжительность его военной службы
была уменьшена на 4 года 9 месяцев.
     В этом С.  усматривал противоречие между указанными  правовыми
актами, что повлекло нарушение его прав, гарантированных Законом, и
просил п.  27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы
отменить.
     В судебном  заседании  представитель   Президента   Российской
Федерации  и  Министерства  обороны Российской Федерации требования
заявителя не признал и пояснил, что в соответствии с подп. "е" п. 1
ст.  51  Федерального  закона  "О  воинской  обязанности  и военной
службе" военнослужащий,  в отношении которого  вступил  в  законную
силу  приговор  суда о назначении наказания в виде лишения свободы,
подлежит увольнению с военной службы.
     При этом  п.  1  ст.  50  Закона  содержит  отсылочную  норму,
определяющую,  что увольнение военнослужащих с  военной  службы  по
любому  из  оснований,  перечисленных  в ст.  51,  осуществляется в
порядке,  установленном Положением о  порядке  прохождения  военной
службы.
     Следовательно, ни  о  каком   противоречии   норм   Положения,
определяющих  порядок  увольнения с военной службы,  Закону речи не
идет.
     Согласно п.  27 ст. 34 Положения военнослужащий, осужденный за
совершенное преступление к лишению свободы,  увольняется с  военной
службы  со  дня начала отбывания наказания,  указанного в приговоре
суда.
     Заявитель был   заключен   под  стражу  13  июня  1995  г.,  а
впоследствии осужден к лишению свободы сроком на 3 года 6 месяцев с
зачетом   времени  предварительного  заключения.  В  части  лишения
свободы кассационной инстанцией приговор оставлен без  изменения  и
вступил в законную силу. Таким образом, заявитель с 13 июня 1995 г.
фактически не исполнял никаких обязанностей военной службы.
     Именно эта   дата  и  указана  в  приговоре  как  день  начала
отбывания наказания.
     С учетом вышеизложенного должностными лицами Минобороны России
обоснованно было принято решение об увольнении заявителя с  военной
службы по подп. "е" п. 1 ст. 51 Закона с 13 июня 1995 г.
     Более того,  п.  4 ст.  42 Закона устанавливает лишь случаи  и
максимальные  сроки  возможного прохождения военнослужащими военной
службы не на  воинских  должностях.  Следовательно,  ни  к  порядку
увольнения  с  военной  службы  в  целом,  ни  к  его  неотъемлемой
составной части -  определению  дня  увольнения  с  военной  службы
конкретного военнослужащего по соответствующему основанию указанная
норма Закона никакого отношения не имеет.
     Таким образом,  оспариваемый заявителем пункт статьи Положения
не противоречит нормам действующего законодательства и не  нарушает
прав С.
     Военная коллегия Верховного Суда  РФ  24  августа  2004  г.  в
удовлетворении требований С. отказала, указав следующее.
     Как усматривается из  содержания  п.  4  ст.  42  Федерального
закона  "О  воинской обязанности и военной службе",  военнослужащий
может проходить военную службу не на воинских должностях в  случаях
нахождения  в  распоряжении  командира  (начальника),  нахождения в
распоряжении  командира  (начальника)   в   связи   с   проведением
организационно-штатных   мероприятий,   нахождения  в  распоряжении
командира  (начальника)  в  связи  с   возбуждением   в   отношении
военнослужащего   уголовного   дела   -  до  вынесения  решения  по
уголовному делу, а также в других случаях, установленных Положением
о порядке прохождения военной службы.
     В п.  11 ст.  38 Закона указано, что окончанием военной службы
считается   дата  исключения  военнослужащего  из  списков  личного
состава воинской части.  Военнослужащий  должен  быть  исключен  из
списков  личного  состава воинской части в день истечения срока его
военной  службы,  за  исключением  случаев,  когда   военнослужащий
находится под следствием.
     Согласно п.  27 ст. 34 Положения военнослужащий, осужденный за
совершенное преступление к лишению свободы, ограничению свободы или
лишению  воинского  звания,  увольняется  с   военной   службы   по
соответствующему  основанию  со  дня  начала  отбывания  наказания,
указанного в приговоре суда.
     Под  принятием  решения  по смыслу ст.  42 Федерального закона
"О воинской обязанности и  военной  службе"  следует  понимать  как
постановление  обвинительного или оправдательного приговора,  так и
прекращение уголовного  дела  по  основаниям,  изложенным в  ст. 24
УПК РФ.
     При этом  п.  1  ст.  50  Закона  определяет,  что  увольнение
военнослужащих  с военной службы по любому основанию,  указанному в
ст.  51 этого же Закона,  осуществляется в  порядке,  установленном
Положением о порядке прохождения военной службы.
     К тому же п.  4 ст.  42 Закона предусматривает лишь  случаи  и
максимальные  сроки  возможного  прохождения военнослужащим военной
службы не на воинских должностях и к порядку увольнения  с  военной
службы  в  целом  и  к  его  неотъемлемой  части  - определению дня
увольнения  с  военной  службы   конкретного   военнослужащего   по
соответствующему основанию данная норма Закона отношения не имеет.
     Таким образом,  п.  27 ст.  34 Положения о порядке прохождения
военной  службы является конкретизирующей нормой,  регламентирующей
порядок увольнения с военной службы военнослужащего лишь в связи  с
вынесением  в отношении него обвинительного приговора,  и полностью
соответствует требованиям норм действующего законодательства  и  не
нарушает прав заявителя.
     Военная коллегия Верховного Суда РФ в удовлетворении жалобы С.
о признании  противоречащим  федеральному  законодательству  п.  27
ст. 34   Положения   о   порядке   прохождения   военной    службы,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября
1999 г. N 1237, отказала.
     Решение вступило в законную силу.


                           ____________