Бюллетень № 5 от 26.05.2006



             2. Правовым основанием повышения пенсий,
              назначенных уволенным с военной службы
            гражданам, является фактическое увеличение
                должностных окладов военнослужащих

                   Определение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                   от 17 июня 2005 г. N 77-В05-5

                           (Извлечение)


     Б. обратился в суд с иском к  Военному  комиссариату  Липецкой
области  о  перерасчете  пенсии и взыскании недополученной пенсии с
учетом индексации за период с 1 января 1995 г.  до 1 марта 1998 г.,
ссылаясь  на  то,  что с 1 января 1995 г.  военнослужащим увеличены
должностные оклады на  25%,  однако  пенсия  ему  была  пересчитана
только с 1 марта 1998 г.
     Решением Правобережного  районного   суда   г.   Липецка    от
18 октября 2001 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
     Судебная коллегия по гражданским  делам  Липецкого  областного
суда 14 ноября 2001 г. решение суда оставила без изменения.
     Президиум Липецкого областного суда 6 февраля 2004 г.  решение
и определение оставил без изменения.
     В надзорной жалобе Б. просил судебные постановления отменить.
     Определением судьи  Верховного  Суда  РФ от 5 июля 2004 г.  Б.
отказано в истребовании дела.
     Определением заместителя  Председателя  Верховного  Суда РФ от
2 марта 2005 г.  дело истребовано в Верховный Суд РФ и определением
судьи   Верховного   Суда  РФ  от  18  мая  2005  г.  передано  для
рассмотрения по существу  в  суд  надзорной  инстанции  -  Судебную
коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.
     Судебная коллегия по гражданским  делам  Верховного   Суда  РФ
17 июня  2005  г.  судебные  постановления  отменила  по  следующим
основаниям.
     В соответствии  со  ст.  387 ГПК РФ основаниями для отмены или
изменения  судебных  постановлений  в  порядке   надзора   являются
существенные   нарушения  норм  материального  или  процессуального
права.
     Из материалов дела видно, что при рассмотрении дела судом были
допущены   существенные   нарушения   норм   материального   права,
выразившиеся в следующем.
     Согласно постановлению  Правительства  Российской Федерации от
7 декабря  1994  г.  N  1349  "О  дополнительных  мерах по усилению
социальной  защиты  личного  состава  Вооруженных  Сил   Российской
Федерации,  внутренних войск и органов внутренних дел" (в редакции,
действовавшей  на  момент  рассмотрения  дела)   Министру   обороны
Российской Федерации и Министру внутренних дел Российской Федерации
предоставлено  право  устанавливать  военнослужащим  и  сотрудникам
органов внутренних дел Российской Федерации ежемесячную надбавку за
сложность,  напряженность и специальный режим службы в  размере  до
50%  оклада  по  воинской должности (должностного оклада),  а также
устанавливать оклады по воинской должности (должностные  оклады)  с
увеличением на 25%.
     Во исполнение  указанного  постановления   приказом   Министра
обороны  Российской  Федерации от 10 января 1995 г.  N 20 оклады по
воинской  должности  за  службу  в  Вооруженных  Силах   Российской
Федерации были увеличены на 25%.
     В силу п.  "б" ч.  1 ст.  49  Закона Российской  Федерации  от
12 февраля   1993  г.  N  4468-I  "О  пенсионном  обеспечении  лиц,
проходивших  военную  службу,  службу  в  органах  внутренних  дел,
Государственной   противопожарной  службе,  учреждениях  и  органах
уголовно-исполнительной  системы,  и  их  семей"  (с   последующими
изменениями и дополнениями) пенсии,  назначенные лицам, указанным в
ст.  1 настоящего Закона,  и их  семьям,  подлежат  пересмотру  при
увеличении  денежного  довольствия  военнослужащих,  лиц рядового и
начальствующего  состава  органов  внутренних  дел,  состоящих   на
службе,  исходя  из  уровня  увеличения учитываемого при исчислении
пенсий    денежного    довольствия    соответствующих     категорий
военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно
с его увеличением.
     Разрешая спор   и   отказывая   Б.  в  удовлетворении  исковых
требований, суд исходил из того, что согласно п. 1 Указа Президента
Российской  Федерации  от  21  января 1993 г.  N 104 "О нормативных
актах центральных органов  государственного  управления  Российской
Федерации"  нормативные  акты  министерств  и  ведомств  Российской
Федерации,  затрагивающие  права  и  свободы  граждан  или  носящие
межведомственный  характер,  принятые  после  1  марта 1993 г.,  не
прошедшие  государственную  регистрацию  в   Министерстве   юстиции
Российской   Федерации,   а   также   зарегистрированные,   но   не
опубликованные в установленном законом порядке,  не влекут за собой
правовых  последствий  как  не вступившие в силу и не могут служить
законным    основанием    для     регулирования     соответствующих
правоотношений.  Судом  указано,  что  вступившим  в  законную силу
решением Верховного Суда РФ от 22  августа  1997  г.  N  ГКПИ97-319
приказ Министра обороны  Российской  Федерации от 10 января 1995 г.
N 20 признан незаконным (недействующим) со дня  издания,  поскольку
он  не  прошел  государственную  регистрацию в Министерстве юстиции
Российской Федерации и не был опубликован для всеобщего сведения.
     Указанные выводы суда правильными быть признаны не могут.
     Действующее и в настоящее  время  постановление  Правительства
Российской Федерации от 7 декабря 1994 г.  N 1349, изданное в целях
приведения  уровня  материального   обеспечения   личного   состава
Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  в  соответствие  с уровнем
материального  обеспечения  военнослужащих  и  сотрудников   других
министерств    и   ведомств   Российской   Федерации,   в   которых
предусмотрена  военная  служба,  явилось  правовым  основанием  для
увеличения должностных окладов военнослужащим на 25%.
     Кроме того,  хотя приказ от 10 января 1995  г.  N  20  признан
незаконным,  фактическое  повышение  с  1 января 1995 г.  денежного
довольствия военнослужащих, состоящих на службе, имело место, что в
силу п.  "б" ч.  1 ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля
1993 г.  "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,
службу  в  органах внутренних дел,  Государственной противопожарной
службе,  учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их
семей"  является  основанием  для  увеличения размера пенсий.  Иное
противоречило бы равенству всех перед законом.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда РФ
решение  Правобережного  районного  суда  г.  Липецка,  определение
судебной  коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда и
определение президиума Липецкого областного суда отменила;  дело по
иску  Б.  к  Военному  комиссариату  Липецкой области о перерасчете
пенсии  и  взыскании  недополученной  пенсии  направила  на   новое
рассмотрение в Правобережный районный суд г. Липецка.


                           ____________