Бюллетень № 6 от 30.06.2006



              5. Положение закона субъекта Российской
             Федерации, определяющее объем бесплатного
                эфирного времени, предоставляемого
           зарегистрированным кандидатам для проведения
           совместных агитационных мероприятий, признано
           соответствующим федеральному законодательству

                   Определение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                  от 30 марта 2005 г. N 1-Г05-13

                           (Извлечение)


     Заместитель прокурора  Архангельской области обратился в суд с
заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству
и недействующим п. 4 ст. 58 Закона Архангельской области от 30 июня
2004 г. N 241-31-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов и
выборных  должностных  лиц  местного самоуправления в Архангельской
области" в части слов "одна вторая".
     В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что в
п.  4  ст.  58  областного  Закона  в  противоречие  п.  4  ст.  51
Федерального  закона  "Об  основных  гарантиях избирательных прав и
права  на  участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации"
установлено   ограничение   объема  бесплатного  эфирного  времени,
выделяемого    муниципальными    организациями     телерадиовещания
зарегистрированным кандидатам для совместного проведения дискуссий,
"круглых столов", иных совместных агитационных мероприятий.
     Решением Архангельского  областного суда от 29 декабря 2004 г.
заявление прокурора удовлетворено.
     В кассационной   жалобе   Архангельское   областное   Собрание
депутатов просило отменить решение суда, считая его незаконным.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда РФ
30 марта 2005 г.  удовлетворила кассационную жалобу и приняла новое
решение, указав следующее.
     В соответствии с п.  1 ст.  11 Федерального закона от 12  июня
2002  г.  N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на   участие   в   референдуме   граждан   Российской    Федерации"
законодательство   Российской   Федерации   о   выборах  составляют
Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные
федеральные   законы,   конституции   (уставы),   законы  субъектов
Российской Федерации,  иные нормативные правовые  акты  о  выборах,
принимаемые в Российской Федерации.
     Согласно подп. "в" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 октября
1999  г.  N  184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной  власти
субъектов Российской Федерации" порядок проведения выборов в органы
местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации
устанавливается  законом  субъекта  Российской Федерации в пределах
полномочий, определенных федеральным законом.
     В силу п.  4 ст. 51 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
Российской  Федерации"  зарегистрированным кандидатам исключительно
для  совместного  проведения  дискуссий,  "круглых  столов",   иных
совместных  агитационных  мероприятий  должно быть предоставлено не
менее половины общего объема бесплатного эфирного времени.
     В п.  4 ст.  58 оспариваемого областного Закона предусмотрено,
что  одна  вторая  общего  объема  бесплатного  эфирного   времени,
выделяемого    муниципальными    организациями    телерадиовещания,
отводится зарегистрированным кандидатам для совместного  проведения
дискуссий,   "круглых   столов",   иных   совместных   агитационных
мероприятий.
     Удовлетворяя заявление прокурора, суд указал, что установление
законодателем области конкретной  доли  общего  объема  бесплатного
эфирного   времени,  предоставляемого  в  названных  целях,  лишило
зарегистрированных кандидатов гарантированного федеральным  законом
права на получение эфирного времени в большем размере.
     Данный вывод суда  основан  на  неправильном  толковании  норм
материального права и является ошибочным.
     Как следует  из  текста  п.  4   ст.  51  Федерального  закона
"Об основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права на участие в
референдуме  граждан  Российской   Федерации",   зарегистрированным
кандидатам  для  проведения  совместных агитационных мероприятий не
может быть предоставлено менее половины общего  объема  бесплатного
эфирного времени. Иных запретов данная норма не содержит.
     Таким образом,  размер   эфирного   времени   для   проведения
совместных  агитационных  мероприятий может составлять половину его
общего объема и более.
     Законодатель области  установил,  что  половина  общего объема
бесплатного эфирного времени зарегистрированным  кандидатам  должна
быть   предоставлена   для   проведения   совместных   агитационных
мероприятий.  Данное положение полностью согласуется с требованиями
Федерального  закона и не могло быть признано судом недействующим и
не подлежащим применению.
     Областной суд правильно определил,  что объем эфирного времени
для проведения совместных агитационных мероприятий может составлять
и более одной второй общего объема бесплатного эфирного времени. То
есть  организации   телерадиовещания   вправе   предоставлять   для
совместных агитационных мероприятий иной, превышающий установленный
федеральным законом минимальный объем бесплатного эфирного времени.
Однако суд не учел,  что подобная позиция представляется правильной
лишь в  том  случае,  если  такой  "иной"  объем  эфирного  времени
определен законом.
     Из п.  4 ст.  51 Федерального закона  "Об  основных  гарантиях
избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
Российской Федерации" не следует,  что размер бесплатного  эфирного
времени,   предоставляемого   зарегистрированным   кандидатам   для
проведения совместных агитационных мероприятий,  должен зависеть от
усмотрения организаций телерадиовещания.
     Доводы суда о  противоречии  оспоренных  прокурором  положений
областного   Закона  приведенной  выше  норме  Федерального  закона
сводятся  к  тому,  что  установление  законом  любого  конкретного
размера     бесплатного    эфирного    времени,    предоставляемого
зарегистрированным    кандидатам    для    проведения    совместных
агитационных  мероприятий,  каждый  раз  означало бы нарушение прав
кандидатов на получение  такого  эфирного  времени  в  еще  большем
размере.  Поэтому  соответствие  п.  4  ст. 51  Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав  и  права  на  участие  в
референдуме  граждан  Российской  Федерации"  в данном случае может
быть достигнуто лишь буквальным воспроизведением в областном Законе
его  положений  о  предоставлении зарегистрированным кандидатам для
проведения совместных агитационных мероприятий  не  менее  половины
общего объема бесплатного эфирного времени.
     С подобным подходом согласиться нельзя.
     Законодатели разного      уровня,     осуществляя     правовое
регулирование в пределах предоставленных им Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
полномочий, по-разному разрешили вопрос об определении доли в общем
объеме бесплатного эфирного времени, предоставляемой для проведения
совместных агитационных мероприятий.
     Так, в  силу  п. 4  ст. 60  Федерального закона от  20 декабря
2002 г.   N   175-ФЗ  "О  выборах  депутатов  Государственной  Думы
Федерального  Собрания  Российской  Федерации"  не  менее  половины
общего   объема   бесплатного  эфирного  времени,  предоставляемого
организациями   телерадиовещания,   отводится    зарегистрированным
кандидатам,  региональным группам кандидатов, политическим партиям,
избирательным   блокам,   зарегистрировавшим   федеральные   списки
кандидатов, для совместного проведения дискуссий, "круглых столов",
иных совместных агитационных мероприятий.
     В п. 6 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ
"О выборах Президента Российской Федерации" установлено,  что  одна
вторая,  а  в  период  проведения  повторного голосования две трети
общего   объема   бесплатного   эфирного    времени,    выделяемого
государственными    организациями    телерадиовещания,    отводится
зарегистрированным кандидатам для совместного проведения дискуссий,
"круглых столов", иных совместных агитационных мероприятий.
     Согласно оспариваемому п.  4  ст.  58  областного  Закона  для
проведения    таких   совместных   мероприятий   зарегистрированным
кандидатам отводится одна вторая общего объема бесплатного эфирного
времени.
     Следовательно, как  в   первом   случае,   когда   федеральный
законодатель,  определяя  долю  бесплатного  эфирного  времени  для
проведения совместных агитационных мероприятий при проведении одних
выборов,  воспроизвел  положения  п. 4  ст. 51  Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав  и  права  на  участие  в
референдуме  граждан  Российской  Федерации",  так  и в двух других
случаях,  когда  федеральный  и   региональный   законодатели   при
определении порядка проведения других выборов установили конкретный
размер этой  доли,  требования  Федерального  закона  "Об  основных
гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие в референдуме
граждан Российской Федерации"  о  необходимости  предоставления  не
менее   половины   общего   объема   бесплатного  эфирного  времени
соблюдены.
     Судебная коллегия  Верховного  Суда  РФ решение Архангельского
областного суда от 29 декабря 2004  г.  отменила  и  приняла  новое
решение,  которым  в удовлетворении заявления заместителя прокурора
Архангельской области о признании недействующим п. 4 ст. 58 в части
слов  "одна вторая" Закона Архангельской области от 30 июня 2004 г.
N  241-31-ОЗ  "О  выборах  депутатов  представительных  органов   и
выборных  должностных  лиц  местного самоуправления в Архангельской
области" отказала.


                           ____________