Бюллетень № 6 от 30.06.2006



               3. Период прохождения военной службы
             по призыву в льготном исчислении подлежит
           включению в выслугу лет для назначения пенсии
              сотруднику таможенных органов в случае
                   прохождения им срочной службы
                         в особых условиях

                   Определение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                   от 20 мая 2005 г. N 77-В05-6

                           (Извлечение)


     Н. обратился в суд с иском к Липецкой таможне о зачете в  стаж
работы  в  таможенных  органах,  дающий  право  на пенсию,  периода
прохождения срочной военной службы из расчета  один  месяц  за  два
месяца,  указав,  что ответчиком неправомерно при увольнении период
данной службы был засчитан ему в календарном исчислении из  расчета
один месяц к одному месяцу.
     Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 21 января
2003 г. иск удовлетворен.
     Судебная коллегия по гражданским  делам  Липецкого  областного
суда  5  марта  2003  г.  решение суда отменила и дело направила на
новое рассмотрение.
     Президиум Липецкого   областного   суда   6  февраля  2004  г.
определение  судебной  коллегии  по  гражданским  делам   Липецкого
областного  суда  отменил,  решение  Правобережного  районного суда
оставил без изменения.
     В надзорной  жалобе начальник Липецкой таможни просил отменить
решение Правобережного  районного  суда  и  определение  президиума
Липецкого областного суда.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного Суда  РФ
20 мая 2005 г. жалобу удовлетворила по следующим основаниям.
     В соответствии со ст.  387 ГПК РФ основаниями для  отмены  или
изменения   судебных  постановлений  нижестоящих  судов  в  порядке
надзора являются  существенные  нарушения  норм  материального  или
процессуального права.
     Президиум Липецкого  областного  суда  допустил   существенное
нарушение норм материального права, выразившееся в следующем.
     Отменяя определение кассационной инстанции,  которым  отменено
решение суда первой инстанции об удовлетворении иска Н.,  президиум
областного суда исходил из того, что порядок исчисления выслуги лет
для  назначения  пенсий  сотрудникам  таможенных  органов  с учетом
особенностей прохождения  службы  в  таможенных  органах  определен
Положением   об   исчислении  выслуги  лет  для  назначения  пенсий
сотрудникам таможенных органов с  учетом  особенностей  прохождения
службы  в  таможенных  органах  Российской Федерации,  утвержденным
постановлением Правительства  Российской  Федерации  от  2  февраля
1998 г. N 103.
     В подп.  "з" п.  2 Положения предусмотрено включение в выслугу
лет  для  назначения  пенсий  сотрудникам  таможенных  органов иных
периодов работы,  кроме перечисленных,  учтенных в  соответствии  с
ранее   действовавшим   законодательством  для  выплаты  процентной
надбавки за выслугу лет,  лицам, зачисленным в таможенные органы до
1  сентября  1997 г.  Таким законодательством,  как счел президиум,
является Положение о доплате за выслугу лет  работникам  таможенной
службы  Российской Федерации (утвержденное  приказом  ГТК России от
2 июля 1996 г.  N 418), в п. 3.4 которого устанавливается включение
в   общий   стаж  работы  сотрудника,  дающий  право  на  получение
ежемесячной  доплаты  за  выслугу  лет,   периода   нахождения   на
действительной военной службе лиц рядового и офицерского состава.
     Однако суд надзорной инстанции не учел,  что согласно  ст.  50
Федерального  закона  от  21  июля  1997  г.  N  114-ФЗ "О службе в
таможенных органах  Российской  Федерации"  пенсионное  обеспечение
сотрудников  таможенных органов и членов их семей осуществляется на
условиях  и  по  нормам,   которые   определены   законодательством
Российской Федерации для лиц,  проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, и членов их семей.
     Порядок исчисления   выслуги   лет   для   назначения   пенсий
сотрудникам    таможенных    органов    определяется    Положением,
утвержденным постановлением  Правительства  Российской Федерации от
2 февраля 1998 г. N 103.
     В подп.  "а" п. 2 этого Положения предусмотрено, что в выслугу
лет  для   назначения   пенсий   сотрудникам   таможенных   органов
засчитывается  исчисленное  в  соответствии с постановлением Совета
Министров - Правительства   Российской  Федерации  от  22  сентября
1993 г.  N  941  "О  порядке  исчисления выслуги лет,  назначения и
выплаты пенсий  и  пособий  лицам,  проходившим  военную  службу  в
качестве   офицеров,   прапорщиков,   мичманов   и   военнослужащих
сверхсрочной службы или по контракту в качестве  солдат,  матросов,
сержантов  и  старшин  либо  службу в органах внутренних дел,  и их
семьям в Российской Федерации" время службы (работы):  в таможенных
органах  в  качестве сотрудников этих органов;  в органах налоговой
полиции в  качестве  сотрудников,  имеющих  специальные  звания,  с
учетом    особенностей   прохождения   службы   в   этих   органах,
установленных Законом Российской Федерации "О  федеральных  органах
налоговой  полиции"  и  Положением  о  прохождении службы в органах
налоговой полиции Российской Федерации;  указанное в ст.  18 Закона
Российской  Федерации  "О  пенсионном обеспечении лиц,  проходивших
военную службу,  службу в  органах  внутренних  дел, и их семей"; и
т. д.
     В постановлении Совета Министров  -  Правительства  Российской
Федерации  от  22  сентября  1993  г.  N 941 приведен исчерпывающий
перечень оснований,  в соответствии с которыми  лицам,  проходившим
военную  службу  по призыву,  время службы засчитывается в льготном
исчислении.
     Как указано  в  п.  4  Положения об исчислении выслуги лет для
назначения  пенсий  сотрудникам   таможенных   органов   с   учетом
особенностей  прохождения  службы  в  таможенных органах Российской
Федерации,  в выслугу лет,  исчисленную согласно  подп.  "а"  п.  2
Положения,  в  соответствии  с  постановлением  Совета  Министров -
Правительства Российской Федерации от 22 сентября  1993  г.  N  941
время службы (работы) засчитывается на льготных условиях:
     а) один месяц службы за два месяца:
     в отдаленных  местностях  Российской  Федерации,  указанных  в
разделе I  приложения  N  1  к  постановлению  Совета  Министров  -
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г.  N 941, -
с 21 июля 1993 г.;
     в районах  Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при
участии   в   оперативно-разыскной    деятельности    по    перечню
подразделений    и    должностей,    утверждаемому    председателем
Государственного таможенного комитета Российской Федерации;
     в высокогорных  местностях  на  высоте 2500 метров и более над
уровнем моря - с 21 июля 1993 г.;
     б) один месяц службы за полтора месяца:
     на летной  работе  в  авиации  -  на  условиях,   определяемых
председателем   Государственного  таможенного  комитета  Российской
Федерации  по  согласованию  с  Министерством  обороны   Российской
Федерации;
     в отдаленных  местностях  Российской  Федерации,  указанных  в
разделе  II  приложения  N  1  к  постановлению  Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г.  N 941, -
с 21 июля 1993 г.;
     в высокогорных местностях на высоте 1500  метров  над  уровнем
моря (кроме времени службы в высокогорных местностях на высоте 2500
метров и более) - с 21 июля 1993 г.;
     в высокогорных местностях на высоте от 1000 до 1500 метров над
уровнем моря,  а в исключительных  случаях  и  ниже  -  по  перечню
подразделений,    утверждаемому    председателем   Государственного
таможенного  комитета  Российской  Федерации  по   согласованию   с
Генеральным  штабом  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  -  с
21 июля 1993 г.;
     время службы   (работы)  при  участии  в  оперативно-разыскной
деятельности по перечню подразделений и  должностей,  утверждаемому
председателем   Государственного  таможенного  комитета  Российской
Федерации;
     в) один месяц службы за один и одну треть месяца:
     время службы на находящихся в строю морских и речных судах  на
условиях,  определяемых  председателем Государственного таможенного
комитета  Российской  Федерации  по  согласованию  с  Министерством
обороны Российской Федерации.
     Таким образом,  суд кассационной  инстанции,  отменяя  решение
суда  первой  инстанции  и  направляя  дело  на новое рассмотрение,
пришел к правильному выводу о том,  что у суда  не  было  оснований
возлагать на ответчика обязанность произвести зачет в стаж,  дающий
право на пенсию за  выслугу  лет  сотрудникам  таможенных  органов,
время   прохождения  срочной  службы  истцом  в  Вооруженных  Силах
Российской  Федерации  из  расчета  один  месяц  к  двум   месяцем,
поскольку  такой  порядок  исчисления  выслуги  лет в постановлении
Совета  Министров   -   Правительства   Российской   Федерации   от
22 сентября 1993 г. N 941 не предусмотрен, а с учетом вышеуказанных
требований Закона следовало выяснить,  проходил  ли  истец  срочную
службу по призыву в особых условиях,  поскольку именно со службой в
особых условиях связана  возможность  включения  периода  службы  в
выслугу лет в льготном исчислении.
     При таких   обстоятельствах   вывод    президиума    Липецкого
областного  суда  об  обоснованности  требований  Н.  о включении в
выслугу лет в таможенных  органах  срочной  военной  службы  нельзя
признать  правильным,  поэтому определение суда надзорной инстанции
отменено с оставлением в силе определения  кассационной  инстанции,
отменившего  решение  суда  первой инстанции с направлением дела на
новое рассмотрение.
     В жалобе   ставился  вопрос  об  отмене  решения  суда  первой
инстанции и вынесении нового решения,  но для удовлетворения  ее  в
этой  части  нет  оснований,  поскольку  необжалуемым  определением
судебной коллегии по гражданским делам  от  5  марта  2003  г.  это
решение уже отменено с направлением дела на новое рассмотрение.


                           _____________