Бюллетень № 6 от 30.06.2006



              2. Граждане, проживавшие на территории,
              подвергшейся радиоактивному загрязнению
            вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
              имеют право на дополнительное снижение
           пенсионного возраста независимо от изменения
          статуса этой территории на момент их обращения
                       за назначением пенсии

               Определение судьи Верховного Суда РФ
                 от 19 августа 2005 г. N 29-В05-7

                           (Извлечение)


     Решением комиссии по  назначению  пенсий  при  государственном
учреждении  - управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ
УПФ РФ) по Никольскому  району  Пензенской  области  от  9  октября
2003 г. А. (9 июня 1949 года рождения, имеющему стаж работы, дающий
в соответствии с  подп.  2 п.  1 ст.  27  Федерального  закона   от
17 декабря  2005  г.  N  173-ФЗ  "О  трудовых  пенсиях в Российской
Федерации" право на назначение пенсии  ранее  достижения  возраста,
установленного  ст.  7  указанного  Закона,  а  именно  - с 57 лет)
отказано в назначении пенсии  с  учетом  положений  ст.  34  Закона
Российской  Федерации  от  15  мая  1991  г.  "О  социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской  АЭС",  поскольку  на момент обращения за назначением
пенсии истец не проживал в зоне радиоактивного загрязнения.
     А. обратился   в   суд  с  иском  к  названному  управлению  о
назначении льготной пенсии, указав, что населенный пункт, в котором
он  проживал на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС и продолжает
проживать по настоящее время,  - г.  Никольск Пензенской области  -
был  включен в Перечень населенных пунктов,  находящихся в границах
зон   радиоактивного   загрязнения   вследствие    катастрофы    на
Чернобыльской  АЭС,  и  выведен  из него на основании постановления
Правительства Российской  Федерации  от  18 декабря 1997 г.  N 1582
"Об утверждении Перечня населенных пунктов,  находящихся в границах
зон   радиоактивного   загрязнения   вследствие    катастрофы    на
Чернобыльской  АЭС"  с  1  февраля  1998 г.  Заявитель считал,  что
проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом  дает
ему  право  в  соответствии  с  законом  на дополнительное снижение
пенсионного возраста при выходе на пенсию.
     Решением Никольского  районного  суда  Пензенской  области  от
18 ноября  2003   г.   иск   удовлетворен:   постановлено   решение
вышеупомянутой комиссии от 9 октября 2003 г. об отказе в назначении
пенсии А.  отменить;  обязать  ГУ  УПФ  РФ  по  Никольскому  району
Пензенской  области  назначить  истцу  пенсию  по  старости  со дня
обращения - с 6 октября 2003 г.,  с учетом первоначальной  величины
снижения  пенсионного  возраста  на один год и дополнительно на три
года (один год за каждые четыре года проживания на территории  зоны
с льготным социально-экономическим статусом).
     Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского  областного
суда 16 декабря 2003 г. решение оставила без изменения.
     В надзорной жалобе начальник ГУ УПФ РФ по  Никольскому  району
Пензенской   области   просил  судебные  постановления  отменить  и
направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
     Определением судьи  Верховного Суда РФ от 1 июня 2005 г.  дело
истребовано в Верховный Суд РФ.
     Судья Верховного  Суда  РФ,  рассмотрев  19  августа  2005  г.
истребованное  по  надзорной  жалобе  дело,  в  передаче  его   для
рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции отказал,  указав
следующее.
     В силу  ст.  387  ГПК  РФ основаниями для отмены или изменения
судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются
существенные   нарушения  норм  материального  или  процессуального
права.
     Таких нарушений   судами  при  рассмотрении  данного  дела  не
допущено.
     Как установлено в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации
"О социальной защите  граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации
вследствие   катастрофы   на   Чернобыльской   АЭС",  к  гражданам,
подвергшимся   воздействию   радиации   вследствие    чернобыльской
катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона,
относятся   граждане,   постоянно   проживающие   (работающие)   на
территории   зоны  проживания  с  льготным  социально-экономическим
статусом.
     Согласно ст. 34 Закона гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13
Закона,  пенсия по  возрасту  назначается  с  уменьшением  возраста
выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года
проживания или работы на  территории  зоны  проживания  с  льготным
социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей
сложности.
     Первоначальная величина    снижения    пенсионного   возраста,
установленная ст.ст.  32-35 Закона,  предусматривается для граждан,
проживающих    (работающих)   или   проживавших   (работавших)   на
территории,  подвергшейся радиоактивному загрязнению  в  период  от
момента  катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС  по  30  июня  1986 г.,
независимо от времени пребывания на указанной территории до момента
переселения  (выезда)  с  этой  территории  или до принятия решения
Правительством  Российской  Федерации  об  изменении   границ   зон
радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 Закона).
     Довод в надзорной жалобе о незаконном удовлетворении иска, так
как  на  момент обращения за назначением пенсии истец не проживал в
зоне радиоактивного заражения, несостоятелен.
     Разрешая дело,  суд пришел к правильному выводу о том,  что А.
имеет право на пенсию с учетом  дополнительного  снижения  возраста
выхода  на  пенсию  в  соответствии  со  ст.  34 Закона,  поскольку
проживал    на    территории    зоны    проживания    с    льготным
социально-экономическим  статусом в период от момента катастрофы на
атомной станции до исключения г.  Никольска в  1998  году  согласно
постановлению   Правительства   Российской   Федерации  из  перечня
населенных  пунктов,  находящихся  в  границах  зоны  проживания  с
льготным социально-экономическим статусом.
     Удовлетворяя требование  истца,  суд  исходил  из  того,   что
нераспространение ответчиком ст.  34 Закона на лиц,  проживавших на
момент катастрофы на Чернобыльской АЭС на территории,  подвергшейся
радиоактивному  загрязнению,  а  на момент обращения за назначением
пенсии выехавших с такой территории либо проживающих  в  населенном
пункте,  исключенном  из Перечня населенных пунктов,  находящихся в
границах зон радиоактивного загрязнения  вследствие  катастрофы  на
Чернобыльской  АЭС,  нарушает  право  граждан  на возмещение вреда,
причиненного им проживанием в экологически неблагоприятной среде.
     При таких   обстоятельствах   суд   обоснованно   удовлетворил
требования истца.


                           _____________