Бюллетень № 7 от 27.07.2006



            11. Положение Центрального банка Российской
               Федерации от 26 марта 2003 г. N 221-П
             "О порядке приема и исполнения кредитными
           организациями, подразделениями расчетной сети
              Банка России исполнительных документов,
             предъявляемых взыскателями - физическими
           лицами" в части, устанавливающей обязанность
               взыскателей - физических лиц выдавать
          поручение, в котором предоставлять банку право
          составления от их имени инкассового поручения,
                 указывать номера счетов должника,
               лично представлять документы в банк,
           подписывать заявление в присутствии работника
           банка, а также предписывающей банку проверять
            соответствие данных, указанных взыскателем
                  (доверенным лицом) в заявлении,
            данным документа, удостоверяющего личность
              взыскателя (доверенного лица), признано
             недействующим и не подлежащим применению
                     со дня вынесения решения

                 Определение Кассационной коллегии
             Верховного Суда РФ от 20 октября 2005 г.
                            N КАС05-471

                           (Извлечение)


     Положением Банка  России  от  26  марта  2003  г.     N 221-П,
разработанным  в  соответствии  со    ст. 6     Федерального закона
"Об   исполнительном   производстве",   ст.ст.  4 и 80 Федерального
закона  "О  Центральном  банке  Российской Федерации",  Федеральным
законом "О банках и банковской  деятельности",  установлен  порядок
приема   и  исполнения  кредитными  организациями,  подразделениями
расчетной   сети   Банка    России    исполнительных    документов,
предъявляемых взыскателями - физическими лицами.
     Ш. обратилась в Верховный Суд  РФ  с  заявлением  о  признании
Положения  в целом и Приложения к нему,  в котором приведен образец
заявления-поручения,   недействующими,   указывая   на   то,    что
нормативный   правовой   акт  не  был  опубликован  официально  для
всеобщего  сведения,  а  оспариваемое  Положение  и  Приложение   к
Положению  возлагают  на  граждан  обязанности лично представлять в
банк заявление-поручение,  содержащее сведения о счетах должника  и
иные  данные,  что  противоречит  требованиям федерального закона и
нарушает его (заявителя) права.
     Решением Верховного   Суда   РФ   от  5  сентября  2005  г.  в
удовлетворении заявления отказано.
     В кассационных    жалобе   Ш.   и   представлении   прокурора,
участвовавшего в деле,  ставился вопрос об отмене решения  суда  по
основанию  неправильного  применения  норм  материального права и о
вынесении нового решения об удовлетворении заявленного требования.
     Кассационная коллегия  Верховного  Суда  РФ 20 октября 2005 г.
жалобу частично удовлетворила, указав следующее.
     Согласно пп. 1 и 2   ст. 6   Федерального   закона от  21 июля
1997 г.  "Об   исполнительном      производстве"     исполнительный
документ,  в  котором  содержатся требования судебных актов и актов
других органов о взыскании денежных средств,  может быть  направлен
взыскателем  непосредственно в банк или иную кредитную организацию,
если взыскатель располагает  сведениями  об  имеющихся  там  счетах
должника  и  о  наличии  на  них  денежных средств,  либо судебному
приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для
исполнения   в   порядке,   предусмотренном  настоящим  Федеральным
законом.
     Банк или    иная    кредитная    организация,   осуществляющие
обслуживание счетов должника,  в трехдневный срок со дня  получения
исполнительного    документа    от    взыскателя    или   судебного
пристава-исполнителя  исполняют   содержащиеся   в   исполнительном
документе  требования  о  взыскании  денежных  средств  либо делают
отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований  в
связи   с   отсутствием   на   счетах  должника  денежных  средств,
достаточных для удовлетворения требований взыскателя.
     Положение регулирует   отношения,   связанные   с  исполнением
кредитными организациями указанного предписания Закона.
     Довод кассационного  представления  прокурора о том,  что Банк
России не вправе был издавать данный нормативный правовой акт,  так
как    не   обладает   правом   определения   условий   и   порядка
принудительного исполнения судебных  актов,  основан  на  ошибочном
толковании норм материального права.
     Статья 6  упомянутого   Федерального   закона   возлагает   на
кредитные   организации  обязанность  по  исполнению  требования  о
взыскании денежных  средств,  но не регулирует  порядок  проведения
банком   операции   по   счету   должника   в   целях   обеспечения
исполнительных действий.
     Органом, регулирующим   организацию   расчетов   и  проведение
банковских операций, в соответствии со ст.ст. 4, 7, 80 Федерального
закона  от 10 июля 2002 г.  N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке  России)"  является  Центральный  банк  Российской
Федерации, который был вправе установить своим нормативным правовым
актом  порядок  осуществления  банками   расчетных   операций   при
исполнении  содержащегося  в  исполнительном документе требования о
взыскании денежных средств.
     Оспариваемое Положение зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации 10 апреля 2003 г.  за N 4402 и опубликовано  в
"Вестнике  Банка  России" от 16 апреля 2003 г.  N 20,  являющемся в
силу ст.  7 упомянутого Федерального закона официальным изданием, в
котором   осуществляется   официальное   опубликование  нормативных
правовых актов Банка России.
     Таким образом,  Положение  издано компетентным нормотворческим
органом и официально опубликовано  для  всеобщего  сведения.  Вывод
суда  первой  инстанции  об  отсутствии оснований для признания его
недействующим в целом по  мотиву  несоблюдения  порядка  издания  и
опубликования является правильным.
     В то же время ряд норм,  включенных в Положение,  неправомерно
возлагает   на   физических  лиц  обязанности,  не  предусмотренные
федеральным законом,  что ухудшает их положение, ограничивает права
по направлению исполнительных документов непосредственно в банк.
     Пункт 1.2 Положения обязывает взыскателя представлять  в  банк
вместе  с  исполнительным  документом заявление-поручение по форме,
приведенной в Приложении,  в котором он должен  предоставить  банку
право  составления  от  его  имени  инкассового поручения,  указать
реквизиты, необходимые для оформления такого поручения, в том числе
номер банковского счета должника.
     Между тем  ст.  6  Федерального  закона   "Об   исполнительном
производстве"    не    предусматривает    обязанности    взыскателя
представлять инкассовые поручения либо уполномочивать кого-либо  на
их  составление  от  его  имени,  что  неизбежно  влечет  за  собой
необходимость сообщить уполномоченному лицу все сведения, требуемые
для выполнения данного поручения, включая номер счета должника.
     Из этой статьи во взаимосвязи с п.  2 ст. 46, п. 1 ст. 86 того
же Федерального закона вытекает,  что содержащееся в исполнительном
документе  требование  предъявляется  ко  всем   счетам   должника,
открытым  в соответствующем банке,  а не к одному счету,  что имеет
место при оформлении  инкассового  поручения  только  на  указанный
взыскателем   счет.   Вследствие  этого  установление  в  Положении
вышеназванной обязанности взыскателя существенно  ограничивает  его
основанное  на  федеральном законе право получить удовлетворение за
счет всех денежных средств  должника, хранящихся в банке, в который
направлен исполнительный документ.
     Банк или иная кредитная организация,  имеющие  своим  клиентом
должника,  в  силу  ст.ст.  5  и  6  названного Федерального закона
обязаны  выполнить  требования,   содержащиеся   в   исполнительном
документе,  неисполнение  таких  требований  при  наличии  денежных
средств на счетах должника является  основанием  для  наложения  на
указанные банк или иную кредитную организацию  штрафа  (п. 3 ст. 6,
ст. 86 Закона).
     Следовательно, обязанность  оформить действия,  обеспечивающие
исполнение,  в том числе составить инкассовое поручение или  другой
расчетный  документ,  возложена  непосредственно  на  банк или иную
кредитную   организацию,   осуществляющих    обслуживание    счетов
должников. Данной обязанности корреспондирует соответствующее право
банка оформить действия,  обеспечивающие исполнение,  в связи с чем
какого-либо уполномочия на это со стороны взыскателя не требуется.
     Отсутствие у  взыскателя,   обращающегося   с   исполнительным
документом  в  банк  должника,  обязанности представлять инкассовое
поручение  подтверждено  вступившим  в   законную   силу   решением
Верховного  Суда  РФ  от  21  мая  1999  г.  по  делу N ГКПИ99-364.
Возложение Положением на взыскателей - физических  лиц  обязанности
поручать  банку  составлять от их имени такой документ предполагает
наличие  у  этих  лиц  права  и  соответствующей  ему   обязанности
оформлять   инкассовое   поручение,   что,  по  сути,  в  нарушение
требований ч.  4 ст.  253 ГПК  РФ  повлекло  за  собой  преодоление
указанного  решения суда повторным принятием нормативного правового
акта.
     Заявление-поручение, предусмотренное     Положением,     имеет
двойственную правовую природу.
     С одной  стороны,  оно  представляет  собой требование к банку
исполнить прилагаемый исполнительный документ. Необходимость такого
письменного    заявления    неизбежно    вытекает    из   характера
правоотношения,  возникающего в связи с обращением физического лица
к  юридическому  лицу  за  совершением  юридических  действий,  что
неизбежно требует указания цели, с которой направлен исполнительный
документ,  формы получения денежных средств, реквизитов банковского
счета взыскателя,  если выражается просьба о перечислении  сумм  на
этот счет, и т. п.
     С другой стороны, оно в части поручения фактически выступает в
качестве     специальной     доверенности,    которой    взыскатель
уполномочивает банк на  совершение  определенных  действий.  Однако
возложение   на   физическое   лицо  обязанности  выдать  кому-либо
доверенность   противоречит  требованиям п.  2 ст. 1, п. 2 ст. 154,
п. 1 ст. 185 ГК РФ, в силу которых  для  этого необходимо выражение
воли самого гражданина (физического лица).
     С учетом   изложенного   оспариваемое   Положение   в   части,
возлагающей на взыскателей  -  физических  лиц  обязанности  выдать
поручение  о  предоставлении  банку  права  составления от их имени
инкассового   поручения   и   указать   номера   счетов   должника,
противоречит  требованиям  федерального закона и подлежит признанию
недействующим.
     Не может   быть   признано   законным  Положение  и  в  части,
обязывающей взыскателей - физических лиц (их доверенных лиц)  лично
представлять документы в банк,  подписывать заявление в присутствии
работника  банка,  предписывающей  банку   проверять   соответствие
данных,  указанных в заявлении,  данным документа,  удостоверяющего
личность взыскателя (доверенного лица).
     Признавая эти  нормативные  положения правильными,  суд первой
инстанции исходил из того,  что право банка устанавливать указанные
ограничения вытекает из требования п.  1 ст.  7 Федерального закона
от 7 августа  2001  г.  N  115-ФЗ  "О  противодействии  легализации
(отмыванию) доходов,  полученных преступным путем, и финансированию
терроризма", в силу которого организации, осуществляющие операции с
денежными средствами, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на
обслуживании в данной организации.
     С таким выводом согласиться нельзя.
     Предметом регулирования указанного  Федерального  закона,  как
следует из его ст.ст.  2,  3, 6 - 7-1, являются гражданско-правовые
отношения,  возникающие в  связи  с  осуществлением  физическими  и
юридическими  лицами  операций  с  денежными  средствами  или  иным
имуществом.
     Положение имеет   совершенно   другой  предмет  регулирования:
отношения,  возникающие в связи с выполнением банком  обязательного
для  всех  государственных  органов,  организаций и должностных лиц
властного предписания о взыскании денежных средств, содержащегося в
судебном  акте  от  имени  государства  или  акте  другого  органа,
уполномоченного законом  на  выдачу  такого  предписания.  Передача
исполнительного  документа  в  компетентную  организацию,  в данном
случае в банк,  на исполнение в принципе  не  требует  контроля  со
стороны   банка   за   законностью  изложенного  в  этом  документе
требования и подтверждения взыскателем  правомерности  взыскания  в
его пользу денежных средств.
     Банк в целях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа
2001  г.  N  115-ФЗ,  может идентифицировать гражданина (физическое
лицо) в том случае,  если он вступает  в  договорные  отношения,  в
частности   при  открытии  банковского  счета,  на  который  просит
перечислить  взысканные  на  основании  исполнительного   документа
денежные средства.
     Из содержания ст.  6 Федерального  закона  "Об  исполнительном
производстве" не вытекает обязанности личной явки взыскателя в банк
для подписания заявления и подачи документов,  как и право банка  в
обязательном   порядке  проверять  соответствие  данных,  указанных
взыскателем  в  заявлении  о  передаче  исполнительного  листа  для
исполнения, данным, удостоверяющим личность взыскателя (доверенного
лица).  Поэтому  нормы  Положения,  возлагающие  на  взыскателей  -
физических  лиц  такую обязанность и предписывающие банку в связи с
этим совершать указанные действия, требующие личной явки взыскателя
(доверенного   лица),  подлежат  признанию  недействующими  как  не
соответствующие требованиям федерального закона.
     В удовлетворении   требований   о   признании   недействующими
остальных норм Положения (о  возможности  представления  документов
через    представителя,    о   проверке   соответствия   реквизитов
исполнительного документа установленным  требованиям  и  полномочий
доверенного  лица,  о процедуре регистрации документов,  порядке их
возврата и т. п.) судом отказано  правильно  по  мотивам,  подробно
изложенным  в  решении,  вынесенном  в  этой части в соответствии с
нормами материального права, подлежащими применению по делу.
     Кассационная коллегия  Верховного  Суда  РФ решение Верховного
Суда РФ от 5 сентября 2005  г.  отменила  в  части;  вынесла  новое
решение,  которым признала недействующим и не подлежащим применению
со дня вынесения настоящего решения  положение  Центрального  банка
Российской Федерации от 26 марта 2003 г.  N 221-П "О порядке приема
и исполнения кредитными  организациями,  подразделениями  расчетной
сети   Банка   России   исполнительных   документов,  предъявляемых
взыскателями  -  физическими  лицами"  в   части,   устанавливающей
обязанность  взыскателей  -  физических  лиц выдавать поручение,  в
котором  предоставлять  банку  право  составления   от   их   имени
инкассового  поручения,  указывать  номера  счетов должника,  лично
представлять документы в банк,  подписывать заявление в присутствии
работника   банка,   а   также   предписывающей   банку   проверять
соответствие данных,  указанных взыскателем  (доверенным  лицом)  в
заявлении,  данным  документа,  удостоверяющего личность взыскателя
(доверенного лица);  в остальной части решение  суда  об  отказе  в
удовлетворении  заявления  оставила  без изменения,  а кассационную
жалобу  Ш.   и   кассационное   представление   прокурора   -   без
удовлетворения.


                           _____________