Бюллетень № 10 от 27.10.2006



           9. Второе предложение абз. 2 п. 3.1.1 Правил
        перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных
              линиях Союза ССР (утвержденных приказом
               Министерства гражданской авиации СССР
          от 16 января 1985 г. N 19), предусматривающее,
             что утраченные билеты не возобновляются,
            дубликаты не выдаются и уплаченные за билет
          деньги не возвращаются, признано недействующим
          со дня вступления решения суда в законную силу

                     Решение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                от 23 августа 2005 г. N ГКПИ05-732

                           (Извлечение)


     П. обратилась в Верховный Суд  РФ  с  заявлением  о  признании
недействующим второго предложения абз.  2 п. 3.1.1 Правил перевозки
пассажиров,  багажа  и  грузов  на  воздушных  линиях   Союза   ССР
(утвержденных  приказом Министерства  гражданской  авиации  СССР от
16 января 1985 г.  N 19), предусматривающего, что утраченные билеты
не  возобновляются,  дубликаты  не  выдаются  и уплаченные за билет
деньги не возвращаются.
     Как указывала    П.,   оспариваемое   положение   нормативного
правового акта противоречит нормам Гражданского кодекса  Российской
Федерации  и  нарушает ее гражданские права как стороны по договору
перевозки,  так как в случае утраты билета перевозчик  отказывается
от  исполнения  договора  перевозки  и  не возвращает уплаченные за
билет деньги.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда РФ
23 августа 2005 г.  удовлетворила требование заявителя по следующим
основаниям.
     Приказом Министерства гражданской авиации СССР  от  16  января
1985  г.  N  19  утверждены Правила перевозки пассажиров,  багажа и
грузов на воздушных линиях Союза ССР (далее - Правила).
     В силу п. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются
транспортными уставами и кодексами,  иными законами и издаваемыми в
соответствии с ними правилами.
     Согласно ст.  103 Воздушного кодекса Российской Федерации  (ВК
РФ)  по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется
перевезти  пассажира  воздушного  судна  в   пункт   назначения   с
предоставлением  ему  места  на воздушном судне,  совершающем рейс,
указанный в билете,  а пассажир воздушного судна обязуется оплатить
воздушную перевозку.
     В п.  3.1.1 Правил во втором предложении абз.  2  установлено,
что  утраченные  билеты не возобновляются,  дубликаты не выдаются и
уплаченные за билет деньги не возвращаются.
     Как указано  в  п.  3  ст.  136  В К РФ,  впредь до приведения
законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в
области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в
соответствие с Воздушным кодексом  Российской  Федерации  законы  и
иные  нормативные правовые акты Российской Федерации,  а также акты
законодательства Союза ССР,  действующие на  территории  Российской
Федерации  в порядке,  предусмотренном законодательством Российской
Федерации,  применяются постольку,  поскольку они  не  противоречат
Кодексу.
     Приведенное же выше положение Правил противоречит федеральному
законодательству.
     В ст.  307 ГК РФ даются определение  понятия  обязательства  и
основания его возникновения.
     С заключением  договора  перевозки  пассажира  у   перевозчика
возникает  обязанность перевезти пассажира воздушного судна в пункт
назначения  с  предоставлением  ему  места  на   воздушном   судне,
совершающем рейс, указанный в билете.
     Оспариваемая норма    п.    3.1.1    Правил    предусматривает
односторонний отказ от исполнения обязательства,  принятого на себя
перевозчиком,  так  как  утраченные   билеты   не   возобновляются,
дубликаты  не  выдаются  и  уплаченные за билет деньги пассажиру не
возвращаются.
     Однако в ст.  310 ГК РФ определено, что односторонний отказ от
исполнения обязательства и одностороннее изменение его  условий  не
допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
     В ст.  107 ВК РФ указаны  случаи,  когда  перевозчик  может  в
одностороннем   порядке  расторгнуть  договор  воздушной  перевозки
пассажира.
     Но ни Гражданский, ни Воздушный кодексы Российской Федерации в
числе таких случаев не предусматривают утрату пассажиром билета.
     В ст.   101  ВК  РФ  названы  два  вида  воздушных  перевозок:
внутренние воздушные перевозки и международные воздушные перевозки.
При этом перевозчики при выполнении воздушных перевозок обоих видов
обязаны соблюдать общие  правила  воздушных  перевозок  пассажиров,
багажа и грузов.
     Согласно ст.  7  ГК  РФ  общепризнанные   принципы   и   нормы
международного  права и международные договоры Российской Федерации
являются  в  соответствии  с  Конституцией   Российской   Федерации
составной частью правовой системы Российской Федерации.
     В ст.  3 Конвенции об унификации некоторых правил,  касающихся
международных  воздушных  перевозок  (ратифицированной  СССР 7 июля
1934 г.  и имеющей обязательное значение для Российской Федерации),
установлено,  что  отсутствие,  неправильность  и  утеря  билета не
влияют ни на  существование,  ни  на  действительность  договора  о
перевозке.
     Судебная коллегия по  гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ
заявление   П.   удовлетворила,   признала   недействующим   второе
предложение абз.  2 п.  3.1.1 Правил перевозки пассажиров, багажа и
грузов   на  воздушных  линиях  Союза  ССР,  утвержденных  приказом
Министерства гражданской авиации СССР от 16 января 1985 г. N 19, со
дня вступления решения суда в законную силу.
     Определением Кассационной  коллегии  Верховного   Суда  РФ  от
17 ноября 2005 г. N КАС05-500 решение оставлено без изменения.


                           _____________